Создатель и глава производителя программного оборудования Oracle Ларри Эллисон возглавил рейтинг самых высокооплачиваемых исполнительных директоров (CEO — chief executive officer), подсчитали в The Wall Street Journal. За последнее десятилетие размер его компенсаций достиг $1,84 млрд, при этом зарплата Эллисона — в среднем $6,7 млн — не входит даже в первую десятку лидеров.
Для составления рейтинга американское издание учитывала заработную плату, бонусы, дополнительные льготы, а также доходы от опционов и акций. The Wall Street Journal выбирал те американские компании, акции которых торгуются на рынке. Всего в списке 25 директоров.
Второе место занял Бэрри Дилер, входящий в состав директоров туристического интернет-портала IAC/InterActive: с 1999-го по 2009 год он заработал $1,14 млрд. Замыкает тройку лидеров директор корпорации Occidental Petroleum Рей Ирани, получивший $857 млн. В пятерку самых высокооплачиваемых CEO десятилетия также вошли создатель и владелец Apple Стив Джобс с $749 млн и исполнительный директор Capital One Financial Ричард Фейрбанк с $569 млн.
Лишь четверо из управленцев работают в компаниях финансового сектора, из которых всего двое — в компаниях, работающих на Уолл-стрит. Это бывший глава Lehman Brothers Ричард Фулд, который благодаря своей компенсации в $457 млн занял 11-е место, и бывший директор Citigroup Сэнди Вэйлл с $361 млн, расположившийся на 19-м месте. Еще двое — это Фейрбанк и бывший директор Countrywide Financial Анджело Мозило.
В число наиболее высокооплачиваемых управленцев вошли не только директора из компаний высоких технологий или финансового сектора, но и сырьевых, и добывающих компаний, а также розничного сектора.
«Это сектора, которые в наибольшей степени испытали на себе позитивное влияние кредитного бума и роста мировых денежных агрегатов. На мой взгляд, в данном контексте не стоит переоценивать роль личностей в истории.
Собственно, они действовали в рамках тренда, не совершив больших ошибок, оказавшись в нужное время в нужном месте, хотя, конечно, это не умаляет их достоинств как талантливых управленцев», — говорит главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин.
Доходы CEO компаний не всегда росли параллельно с доходами акционеров. Лишь некоторые из самых высокооплачиваемых директоров смогли принести прибыль своим акционерам. Так, стоимость акций Apple за период с 1999-го по 2009 год выросла в 12 раз, Oracle — почти в три раза.
Больше всех заработал для акционеров компании руководитель нефтегазовой XTO Energy Боб Симпсон: капитализация компании увеличилась почти в 36 раз, при этом Симпсон занял 22-е место, заработав $350,6 млн.
За этот же период акции Dell потеряли в цене 66%, пишет The Wall Street Journal. Основатель и управляющий Dell Майкл Делл за десятилетие заработал $454 млн, что позволило ему занять 12-ю строчку в рейтинге. Четыре компании из первой десятки — IAC/InterActive, Courntywide, Capital One и Cendant — за последние десять лет и вовсе принесли инвесторам убытки.
В целом акционеры семи из 25 корпораций потеряли деньги, несмотря на большие доходы руководства.
«Несоответствие между состояниями директоров и акционеров «угнетает» и заставляет предположить, что большая часть доходов CEO получают без реальных оснований, приводит The Wall Street Journal слова соавтора книги «Оплата ни за что» (Pay without performance) Джесса Фрайда.
Размер компенсаций руководству компаний и то, как компании пытаются привязать выплаты CEO к доходам акционеров, вызывают горячие дискуссии, особенно в последние два года, в связи с финансовым кризисом. В связи с этим во многих компаниях директоры получают часть вознаграждений в виде опционов на акции. Впрочем, иногда и это не помогает: некоторые управленцы принимают слишком рискованные решения, которые могут повысить котировки, но только в краткосрочной перспективе, а в конечном счете ударяют по компании.
В России же составить подобный рейтинг зарплат управленцев трудно,
уверены эксперты. «В нашей стране очень сложно судить о доходах менеджмента тех или иных компаний. Даже в небольших фирмах обычные клерки зачастую получают львиную долю дохода в конвертах. Не исключено, что и крупный менеджмент занимается так называемой оптимизацией налогообложения. Часть доходов выводится через офшоры», — объясняет аналитик независимого агентства «Инвесткафе» Михаил Федоров. Если бы подобный рейтинг был составлен, то в отраслевом разрезе он был бы схож с американским. «Наиболее эффективными с точки зрения предложенной системы расчета, по-видимому, окажутся управляющие финансового, потребительского секторов бизнеса, металлургии, как части сектора добычи и переработки сырья. С учетом российской специфики, высокой роли государственного контроля над доходами ТЭК в него не войдут менеджеры нефтегазовых компаний», — предполагает Осин.