Россия стала 35-й страной из 183 участников Международной организации труда, которая ратифицировала конвенцию МОТ об оплачиваемых отпусках. Одно из основных положений конвенции определяет, что «отпуск работника ни в коем случае не может составлять менее трех рабочих недель за один год работы», сообщил во вторник замглавы Минздравсоцразвития РФ Александр Сафонов. Кроме того, согласно ратифицированной правительством конвенции, работники обязаны отдыхать минимум две недели подряд в течение года. Остальную же часть отпуска надо использовать в течение 18 месяцев после окончания года, за который предоставляется отпуск. Иными словами, до конца 2010 года каждый работающий россиянин обязательно должен побывать, как минимум, в двухнедельном отпуске. А остаток использовать не позднее середины 2012 года.
По словам Сафонова, конвенция содержит более высокие уровни обязательств перед работниками, именно поэтому российские власти так торопятся её подписать. «Таким образом, мы ещё раз показываем международному сообществу, что российское законодательство соответствует лучшим мировым стандартам, принятие таких документов вызывает большее доверие к государству», — говорит замминистра.
В отношении продолжительности отпуска нормы российского законодательства даже лучше международных стандартов. Согласно Трудовому кодексу (ТК) РФ, отечественным работникам «ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется продолжительностью двадцать восемь календарных дней».
Идентичны положения конвенции российского ТК и о минимальной продолжительности периода работы для получения права на ежегодный оплачиваемый отпуск. «В соответствии с конвенцией, данный период должен составлять не менее шести месяцев, согласно ТК РФ, указанный период составляет шесть месяцев», — говорит юрист юридической компании «Юков, Хренов и Партнеры» Рустам Батыров. Так что ратификация конвенции Международной организации труда об оплачиваемых отпусках не внесла в судьбу российских трудящихся принципиальных изменений, говорит руководитель проекта «Работа@Mail.Ru» Алла Серегина.
Юристы видят лишь два принципиальных различия между принятой конвенцией и российским ТК. Так, в соответствии с действующим трудовым законодательством РФ, по соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. «При этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней. Подобное регулирование предусматривает и конвенция, за исключением одной особенности:
если Трудовой кодекс лишь предоставляет возможность работнику делить отпуск на части, то конвенция предполагает именно обязанность работника использовать двухнедельный отпуск за текущий год», — разъясняет Батыров.
Российское законодательство не ограничивает и срок, в течение которого трудящийся может использовать оставшиеся 14 календарных дней отпуска. Таким образом, требование конвенции догулять отпуск в течение 18 месяцев после окончания года ограничит работников в возможности накопления неиспользованных рабочих дней, говорит Батыров. И уж точно нельзя будет за несколько лет накопить отпускных дней на месяц-два.
Непонятно пока, что будет в случаях, когда человек просто не сможет отгулять до конца весь отпуск. «Что после: отпуск будет «сгорать», будет выплачиваться компенсация или человека будут в принудительном порядке отправлять в отпуск в конце года? Пока в законе этого нет», — говорит президент компании HeadHunter Юрий Вировец.
Трудовые права граждан не пострадают, спорит Сафронов. Наоборот, заставляя работников уходить в отпуск, закон заботится об их здоровье и благополучии. «Я так скажу: может быть, неудобно надевать каску для защиты от падающих предметов. Но мы с работодателями заинтересованы в том, чтобы работник вышел из производства живым», — объясняет замминистра. В любом случае «сама по себе конвенция дает только общие рекомендации, а конкретные правила игры устанавливает ТК», — напоминает Вировец.