«В прошлом году акционеры обоснованно высказались против безобразного и циничного обогащения совета директоров — по 15—17 млн рублей в год. В этом году все то же самое. Прошу ваших комментариев, вы зампремьера России», — зачитал первый вице-премьер — председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков записку одного из акционеров на годовом собрании акционеров газовой компании (цитаты по «Интерфаксу»). Вопрос вызвал аплодисменты зала.
По итогам работы в 2009 году глава «Газпрома» Алексей Миллер, являющийся также заместителем председателя совета директоров, получит как директор 17,48 млн рублей, а остальные члены совета директоров, не занятые на госслужбе, — 15,106 млн рублей.
Такой уровень вознаграждения предполагается удержать уже третий год подряд. При этом добыча «Газпрома» в прошлом году упала на 19% по сравнению с 2008 годом, экспорт снизился на 11%, а выручка — примерно на 280 млрд рублей, до 2,99 трлн рублей.
Правда, прибыль монополии при этом выросла на 22,4 млрд, до 793,7 млрд рублей. Однако это так называемая бумажная прибыль, которая отразилась в отчетности благодаря обмену 25% ОАО «Севернефтегазпром» на 49% ЗАО «Геросгаз» плюс компенсация 67 млн евро.
Отмена бонусов не понравится рынкам, возразил Зубков. «Газпром» самая крупная компания в России и в мире, и, если мы не будем вообще применять то, что сейчас применяем, — поощрения для совета директоров, это на рынке будет не очень красиво выглядеть, негативно», — объяснил первый вице-премьер.
К тому же четверым членам совета директоров из одиннадцати, в том числе и самому Зубкову, вознаграждения вообще не полагаются, напомнил вице-премьер. «Мы представители государства, работаем на общественных началах, мы ни копейки вообще не получаем», — сказал Зубков.
«Вот только чай дает Алексей Борисович (Миллер — «Газета.Ru»), и то без сахара почему-то. Я его второй год прошу сахар, и вот пустой совершенно», — пожаловался вице-премьер.
А остальные директоры, по его словам, перечислили свои вознаграждения на благотворительность. «Я скажу, куда они внесли, знаю, потому что я курирую восстановление Ново-Иерусалимского монастыря в Истре. Есть сайт, на нем все фамилии, и, пожалуйста, выйдите на сайт. Все члены правления, я выражаю им глубокую благодарность, исполнили свои обязательства — перечислили деньги на восстановление монастыря, а некоторые — Елена Евгеньевна (Карпель, входит в совет директоров, а также возглавляет департамент экономической экспертизы и ценообразования «Газпрома» — «Газета.Ru») — по-моему, даже два раза», — сказал Зубков.
Согласно информации на сайте благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря среди благотворителей кроме Карпель и Миллера числятся еще два члена совета директоров «Газпрома» — зампредправления Александр Ананенков и зампредправления — руководитель аппарата правления «Газпрома» Михаил Середа. Суммы пожертвований не указаны. У Миллера есть и другой благотворительный проект. Так, еще год назад глава «Газпрома» пообещал, что 17,5 млн рублей, полученные за исполнение обязанностей зампредседателя совета директоров «Газпрома», по традиции направит в Санкт-Петербургскую православную академию.
Но, даже если Миллер отдаст все вознаграждение директора «Газпрома» на благотворительность, без средств к существованию он не останется. Его доходы как главы «Газпрома» выросли, несмотря на кризис.
Каждый член правления за прошлый год получил около 61,4 млн рублей (всего 17 человек, входящих в правление «Газпрома», получили 1,044 млрд рублей, что на 25% выше, чем в 2008 году). Эта сумма включает не только зарплату, но и премии, комиссионные, а также льготы и компенсацию расходов, однако не учитывает отдельные вознаграждения, которые топ-менеджеры «Газпрома» получают как члены советов директоров большого количества дочерних структур монополии. Зарплаты прочих сотрудников выросли примерно на 12,5%.
Что же касается рынка, то отмена вознаграждения директоров «Газпрома» никак на него не повлияет,
говорят эксперты. «Вознаграждения — это доля процента от финансового положения компании, их отмена никак не скажется. Рынок обращает внимание именно на финансовое положение компании», — объясняет аналитик ИК «Метрополь» Александр Назаров. «Рынок не будет реагировать на отмену вознаграждений, но не стоит забывать о статусе компании», — уточняет аналитик ИК «Галлион Капитал» Дмитрий Макаров, добавляя, что вопрос в том, насколько эти вознаграждения заслужены. Недовольство акционеров вызвано не столько вознаграждениями, сколько политикой распределения средств. «Большая часть денег «Газпрома» идет на строительство и операционную деятельность, а не на дивиденды. А дивидендная политика и вознаграждения — это разные вещи», — говорит Назаров. Так, акционеры «Газпрома» приняли решение выплатить дивиденды за 2009 год в размере 2,39 рубля на акцию, что в 6,6 раза больше, чем в 2008 году. Тогда выплату дивидендов монополист сокращал в семь раз — до 0,36 рубля на акцию с 2,66 рубля на акцию за 2007 год.