Жена столичного мера Лужкова Елена Батурина стремительно ворвалась в список богатейших в мире женщин, по версии журнала Forbes, обосновавшись на третьем месте с состоянием $2,9 млрд.
Батурина обошла таких известных в мире бизнесвумен, как шоу-дива Опра Уинфри с капиталом $2,4 млрд, владелица империи Gap, состоящей из 3 тысяч магазинов, брендов Old Navy и Banana Republiс Дорис Фишер, владелица бренда Benetton Джулиана Бенеттон с $2,1 млрд, самая богатая писательница Джоан Роулинг, заработавшая на серии романов о Гарри Поттере и их экранизации $1 млрд.
Всего в списке лишь 14 женщин, «сделавших себя сами», с капиталом более миллиарда долларов. Самой богатой женщиной, по версии «Форбс», является китаянка Ву Яхун, заработавшая свои $3,9 млрд преимущественно на риелторском бизнесе. На второй позиции Розалия Мера, сооснователь империи Zara, «стоящая» $3,5 млрд.
Интересно, что
большинство представительниц списка — азиатки, преимущественно китаянки. То, что половина из списка селф-мэйд-вумен — представительницы Китая, связано с тем, что там темпы зарабатывания выше,
говорит директор ЦМЭИ BDO в России Елена Матросова. «Там экономика растет на 10%, и поэтому предприимчивым женщинам ничего не стоит расти на 20—30%. Также здесь сказалось то, что если у нас деньги вколачивались только в финансовый сектор, то там только на потребительский спрос дали триллион долларов», — рассуждает Матросова.
В компании «Интеко» достижение Елены Батуриной комментировать не спешат, предлагая прислать письменный запрос.
Эксперты же отмечают, что Батурина поднялась в списке Forbes на третье место благодаря очень грамотной бизнес-модели в период кризиса.
«Она провела несколько интересных кульбитов со своими активами: продала то, что стоило очень дорого, на самом пике (например цементные заводы). То, чем она владела, относительно несильно обесценилось. Все свои долги она закрыла, продав по очень хорошей цене акции «Газпрома», Сбербанка»,
— рассказывает гендиректор «Финэкспертизы» Агван Микаэлян.
И, конечно, нельзя забывать, что Елена Батурина — жена столичного мэра, добавляют эксперты. «Основной капитал – это ведь не деньги, которые лежат под подушкой, это капитал, который работает», — говорит Матросова.
О том, какого рода может быть эта поддержка, эксперты говорить отказываются, очевидно памятуя о многочисленных исках, выигранных Еленой Батуриной у тех, кто, по ее мнению, чернит ее имя. Но некоторые подробности содержатся, например, в папке с компроматом на московского градоначальника, который публично передал премьеру Владимиру Путину во время его визита в Госдуму глава ЛДПР Владимир Жириновский. Там утверждается, что летом 2009 года власти Москвы «осуществили мошенническую цепочку сделок с целью помочь компании «Интеко» и лично Батуриной в погашении обязательств перед кредиторами».
В документе указывается, что правительство Москвы выдало 15 млрд кредита на внесение вклада в уставный капитал Банка Москвы, однако через длинную цепочку посредников деньги в конечном итоге пошли на выкуп у «Интеко» участка 58 га в Западном административном округе Москвы по завышенной цене,
уверяют авторы доклада. Этот же факт ранее был описан в докладе Бориса Немцова и Владимира Милова «Лужков. Итоги».
Сейчас у Батуриной очень качественные активы, признают эксперты. «На сегодняшний день она имеет одну из наиболее интересных структур собственности, имеет несколько прав на застройку земель — более 60 тысяч га в Краснодарском крае, права на застройку в Бескудниково в Москве. Кроме того, она пытается выйти на застройку в регионах, тогда как раньше строила только в Москве и Московской области. Плюс к этому она получила Домостроительный комбинат № 3. Так что у нее все неплохо», — заключает Микаэлян.