Премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский не будет принимать участия во встрече в Санкт-Петербурге глав правительств Таможенного союза, заявил в пятницу пресс-секретарь белорусского премьера Александр Тимошенко.
«Отказ от участия премьер-министра Сергея Сидорского в заявленной на сегодня в Санкт-Петербурге встрече связан с сохранением некоторых нерешенных спорных вопросов в рамках Таможенного союза, имеющих принципиальное значение для белорусской стороны», — объяснил пресс-секретарь. Между тем эта встреча и посвящена была обсуждению этих вопросов, так что процесс создания Таможенного союза заходит в тупик.
В российском правительстве, тем не менее, не теряют оптимизма. «Мы надеемся, что белорусская сторона в будущем все-таки сядет за стол переговоров, а сегодня состоятся двусторонние переговоры по Таможенному союзу с руководством Казахстана», — сообщил «Газете.Ru» пресс-секретарь российского премьера Дмитрий Песков.
Он пояснил, что накануне встречи Минск подтвердил участие Сидорского в переговорах и его отказ приехать в Санкт-Петербург стал полной неожиданностью.
Формально Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана начал действовать с 1 января 2010 года. Однако, по сути, говорить о полноценном союзе и единой таможенной территории трех стран можно будет лишь после вступления в силу общего Таможенного кодекса. Ранее члены Таможенного союза договорились, что кодекс обретет силу закона с 1 июля этого года. Но в прошлую пятницу в Санкт-Петербурге на заседании Высшего органа Таможенного союза (ВОТС) на уровне премьеров трех стран выяснилось, что договориться пока не получается. Тогда было решено разрешить взаимные претензии в течение ближайших двух недель. Планировалось, что главы правительств вновь обсудят проблемы Таможенного союза 28—29 мая.
Функционировать в полной мере Таможенный союз действительно пока не сможет, признал в прошлую пятницу и премьер Владимир Путин. Камнем преткновения на пути ратификации кодекса Таможенного союза стала позиция Белоруссии.
У Минска есть претензия к Москве по газу. Она возникла еще до того, как идея Таможенного союза начала всерьез обсуждаться на правительственном уровне. Теперь «газовая тема», естественно, увязывается Минском с Таможенным союзом. Еще два года назад Москва и Минск договорились о постепенном (к 2011 году) переходе на общеевропейскую формулу исчисления цены на газ. Однако белорусы попросили сохранить для них цены на уровне 2008 года. В прошлом году Россия на это согласилась.
Но и в этом году Минск в самовольном порядке платит за газ столько, сколько считает нужным, а не как прописано в контракте. Долг Белоруссии за газ за 2010 год уже достигает $190 млн. Но Минск предлагает отодвинуть срок перехода на общеевропейскую формулу до 2014—2015 годов. От переноса Минск выигрывает и экономически, и политически: на 2011 год в Белоруссии намечены президентские выборы, и необходимость платить по долгам может быть расценена электоратом как слабость действующей власти.
Накануне президент РБ Александр Лукашенко предложил «Газпрому» контроль над «Белтрансгазом», если Россия снизит газовые цены для Белоруссии до внутрироссийских. Ежегодные потери России от такой сделки могут превысить $2 млрд.
В пятницу вице-премьер России Игорь Сечин дал понять, что России это предложение не слишком интересно. Он заявил, что не видит большого экономического смысла в предложении Белоруссии по приобретению Россией контрольного пакета «Белтрансгаза». Сечин напомнил, что газовый холдинг уже заплатил за 50% акций «Белтрансгаза» $2,5 млрд. «Мы считаем, что мы и за 50% переплатили», — сказал вице-премьер, добавив, что «для «Газпрома» большого экономического смысла в этих инвестициях нет». «Возможно, в перспективе он появится», — добавил он. Характерно, что заявление это Сечин сделал после того, как стало известно об отказе Минска продолжать переговоры по созданию Таможенного союза. В пятницу вечером премьер Белоруссии Сидорский в телефонном разговоре с Путиным уточнил позицию Минска.
«Я сегодня разговаривал с премьер-министром Белоруссии, он, сославшись на президента Белоруссии Александра Лукашенко, подтвердил готовность белорусской стороны продолжить эту работу в трехстороннем формате (Таможенного союза)»,
- сообщил Путин, открывая встречу с премьер-министром Казахстана.
Некоторые уступки Минску Россия готова сделать уже с 1 июля. Глава Федеральной таможенной службы России Алексей Бельянинов в среду сообщил, что после в июле на границе России с Белоруссией могут остаться отдельные таможенные посты. На тот случай, если премьерам двух стран не удастся договориться о единых таможенных пошлинах на некоторые группы товаров. Например, на б/у автомобили.
Другой «особо чувствительный вопрос» для белорусской стороны — экспортные пошлины на сырую нефть. Минск требует беспошлинных поставок. Москва против, поскольку Белоруссия после переработки отправляет российскую нефть на экспорт.
У Казахстана свои проблемы, но, похоже, не столь принципиальные. Они касаются норм беспошлинного ввоза товаров физическими лицами. Пока что Казахстан настаивает на изъятии 409 позиций товаров из-под действия общего тарифа для Таможенного союза. Возможно, сегодня в Санкт-Петербурге как раз получится поладить с Казахстаном.
Несговорчивость Минска объясняется просто, полагают эксперты.
«Белоруссия, да и Казахстан тоже рассматривают Россию как страну, которая всегда готова идти на уступки: раз Россия предложила создать единый союз, раз вам это надо — значит, можно поторговаться»,
— говорит президент Центра политической конъюнктуры России Константин Симонов. Но маловероятно, что Россия пойдет на поводу, полагает эксперт. «Думаю, Путин может поменять свою позицию относительно целесообразности Таможенного союза», — говорит Симонов.
«Россия может предложить коллегам по союзу только компенсацию их потерь в том или ином виде, однако вряд ли на это готов пойти российский Минфин, учитывая немалый дефицит бюджета и огромные публичные обязательства властей»,
— соглашается руководитель практики госконсалтинга ООО «Бизнес Решения» Алексей Калинин.
Но и Минск стоит до последнего. Если члены Таможенного союза договорятся на российских условиях, то в пролете по доходам в бюджет окажется Белоруссия, признают эксперты. «Поэтому так сложно договориться с Минском. Это же очевидно. Если взять ту же нефть и нефтепродукты, то они играют значимую роль в белорусской экономике», — говорит Калинин.