Убытки от аварии на плавучей нефтедобывающей платформе в Мексиканском заливе оцениваются в миллиарды долларов. Подобные масштабные потери приведут к росту стоимости страхования для нефтедобывающих компаний на 15―20%, в том числе и для российских, риски которых практически на 100% перестраховываются на Западе.
ЧП в Мексиканском заливе повысит тарифы на энергострахование. «Крупные международные перестраховщики повысят ставки всем, чтобы компенсировать свои убытки, ― сообщил РИА «Новости» заместитель директора по страхованию предприятий нефтяной отрасли СОГАЗа Евгений Боровиков. ― Фактически за эту аварию придется расплачиваться и российским нефтегазовым компаниям, которые, как правило, требуют перестрахования за рубежом своих рисков». С этой оценкой согласны и российские перестраховщики.
«7―8 лет назад случился неудачный год в морском страховании ― тогда ряд судов сели на мель и затонули, ― рассказывает председатель коллегии старших партнеров Общества страховых юристов России, советник Московского перестраховочного общества Сергей Дедиков. ― В результате транспортная секция понесла огромные убытки, и это сразу привело к повышению цен на перестрахование всех рисков, которые попадают в эту секцию, в частности, морских, авиационных». Эксперты не готовы пока точно определить степень подорожания, поскольку не определен окончательный убыток, но предполагают, что оно может составить от 10 до 25%.
Но не исключено, что для российских нефтяников цена страховки катастрофически не увеличится, ведь в России в основном наземное бурение. Если в мире добывается более 15% нефти на морских буровых установках, то в России это менее 5%. Есть и дополнительные факторы, которые говорят «в пользу» российских компаний, если учесть особенности аварии в Мексиканском заливе. «Во-первых, это сверхглубокое бурение, которое в России не применяют, ― говорит генеральный директор перестраховочной компании «Профиль Ре» Вадим Клементьев. ― Во-вторых, недостаточно изучено, как ведет себя нефть при авариях на больших глубинах. В дополнение ко всему данная площадка не была оборудована так называемыми клапанами последней надежды (автоматическим клапаном глушения с дистанционным приводом). Наконец, платформа была потенциально более опасной: она была плавучей, и, когда на ней произошел взрыв, она затонула». Скорее всего, перестраховщики будут вводить дифференцированные тарифы за использование тех или иных систем и устройств, которые снижают риски, предполагает Клементьев. Впрочем, по словам эксперта, пока трудно говорить о влиянии аварии на стоимость страхования, поскольку для этого недостаточно информации.
Повышения стоит ожидать уже с октября, когда будет проходить очередная договорная кампания. Вместе с тем эксперты признают, что российские нефтедобывающие компании недостраховывают свои риски, поскольку не готовы тратить сопоставимые с западными компаниями суммы на эти цели. По оценке Дедикова, недострахование составляет 25―50%.
Мощный взрыв на плавучей нефтяной платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе, управляемой BP, произошел 22 апреля, вследствие него платформа затонула. Взрыв повлек за собой выброс в воду десятков тысяч литров нефти. Специалистам пока не удается прекратить утечку нефти на глубине 1,5 км. Сейчас нефтяное пятно достигло побережья штата Луизиана и приближается к берегам двух других штатов ― Флориды и Алабамы. Страховщиками США убытки от катастрофы оцениваются пока в 10 млрд долларов.