Россия и Норвегия достигли договоренности по разграничению морских территорий в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Таков итог встречи президента России Дмитрия Медведева и норвежского премьер-министра Йенса Столтенберга. «Решение включает в себя то, что спорная территория разделяется на две равные части, — сообщил премьер Норвегии. — Характер пограничной линии удовлетворяет оба государства». «Делегации рекомендуют установить линию, которая делит весь спорный район на две части примерно равного размера», — подчеркивается в совместном заявлении министров иностранных дел РФ и Норвегии Сергея Лаврова и Йонаса Гар Стере.
Речь идет о территории примерно в 175 тысяч квадратных километров в Баренцевом море, которую Россия и Норвегия не могли поделить почти сорок лет. Все началось еще в 60-х годах прошлого века, когда по предложению Великобритании несколько стран поделили Северное море по так называемому принципу срединной линии, то есть по линии, равноудаленной от сухопутных границ. По итогам раздела Норвегии достались значительные запасы нефти, оказавшиеся в пределах ее морской территории (нефть была обнаружена в 1969 году на месторождении Экофиск, начальные запасы были оценены в 230 млн тонн), что позволило этой стране в короткий срок получить огромный доход. Там же были обнаружены и крупные запасы газа.
В дальнейшем Норвегия решила повторить вариант со срединной линией и в Баренцевом море, однако этому решительно воспротивился СССР, который еще в начале прошлого века самостоятельно определил границы своих владений в Арктике.
Норвегия в долгу не осталась и также самостоятельно определила размеры своей акватории.
Именно так и появилась спорная территория площадью 175 тысяч кв. километров. Для обеих стран это весьма лакомый кусок, так как в Баренцевом море помимо значительных биоресурсов (в первую очередь рыбы) находятся крупнейшие запасы нефти и газа, которые, впрочем, толком пока не разведаны. Однако для примера можно привести Штокмановское газоконденсатное месторождение, располагающееся в российском секторе Баренцева море:
только запасы этого месторождения составляют 3,8 трлн куб. м газа и около 37 млн тонн газового конденсата. Такой уровень запасов позволяет «Штокману» считаться одним из крупнейших газовых месторождений в мире.
Долгое время стороны не могли договориться вообще ни о чем. Помимо прочего диалогу мешала «холодная война». В 1990 году СССР предложил совместно управлять спорной территорией, и совместно же добывать на ней ресурсы. Но Норвегия отвергла это предложение.
Сейчас согласие наконец достигнуто. «Шаг важный, так как четко определяет территории, подконтрольные России и Норвегии, — говорит аналитик ИК «Атон» Вячеслав Буньков. — Теперь, если будет обнаружено какое-то месторождение, уже не возникнет вопроса о том, кто его будет разрабатывать».
Однако Россия в данном случае уступила, ведь спорная территория была поделена пополам, как и предлагала с самого начала Норвегия. «Сейчас начинается новый диалог с Западом, и Кремль хочет снять некоторые элементы напряжения, которыми мы можем пожертвовать в экономическом плане и которые не имеют такого символического значения, как, например, Курильские острова», — поясняет заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин.
Не исключено, что уступка была сделана потому, что
у России в отличие от Норвегии попросту нет технологий, необходимых для работы на шельфе и она рассчитывает на укрепление сотрудничества.
«Именно из-за нехватки технологий и опыта шельфовой добычи Россия и пригласила в проект Штокмановского месторождения норвежскую StatoilHydro (норвежцам принадлежит 24% в проекте), — напоминает Вячеслав Буньков. — Очевидно, после заключения договоренности партнерство России и Норвегии на шельфе будет развиваться».