Россия вышла на внешний рынок займов. Раньше министр финансов Алексей Кудрин собирался занять $17,8 млрд. Но неожиданно высокая цена на нефть помогла Минфину скорректировать планы заимствования в сторону сокращения. Вчера Минфин разместил два транша еврооблигаций – $2 млрд на пять лет под 3,74% годовых и $3,5 млрд на 10 лет под 5,08% годовых. В Минфине не скрывают удовлетворенности и считают, что долг взят под низкую ставку. Этот заем Минфина второй по объему среди развивающихся стран после Катара, привлекшего в ноябре $7 млрд.
Удачным размещение считают и аналитики. Объем заявок на российские евробонды составил $25 млрд. «Достаточно агрессивно разместились, с дисконтом к рынку, — говорит аналитик «УралСиб» Денис Порывай. —
Приоритетным был не объем размещения, а ставка, стоимость заимствования. Основное внимание было уделено тому, чтобы сформировать новую кривую с дисконтом к рынку, чтобы снизить стоимость заимствований России и российских компаний».
В последние годы Россия планомерно сокращала внешний долг. Сейчас он составляет $31,1 млрд или 2,5% ВВП. Двенадцать лет он достигал 136,4 млрд (30% ВВП). Но сейчас у России опять дефицитный бюджет, поэтому Минфин ищет дополнительные источники его покрытия. «Раньше для этого использовался резервный фонд, но его быстрое уменьшение воспринималось достаточно тревожно: что будем делать потом, когда деньги все закончатся, — напоминает директор ЦМЭИ BDO в России Елена Матросова. — Возможность занять на внешнем рынке снижает давление на фонд, да еще можно и занять по низкой ставке. Почему бы не воспользоваться конъюнктурой?»
Несмотря на высокие цены на нефть, не исключено, что Россия и в дальнейшем будет пользоваться евробондами, если конъюнктура рынка позволит занимать дешево. «Когда восстановится глобальная экономика, когда уже международная торговля заработает в том объеме, как это было до кризиса, России придется занимать, — говорит Порывай. —
Минфин скорее всего будет сохранять высокие объемы резервов. А финансировать бюджет будет за счет внешних заимствований, может быть рублевых еще».
Но некоторые эксперты уверены, что в условиях стремительного пополнения резервов ЦБ, которые размещаются за рубежом под близкий к нулевому процент, в заимствованиях за рубежом смысла нет. «Таким образом государство, а точнее налогоплательщики, просто теряют деньги, — говорит независимый эксперт в области ценных бумаг Павел Пикулев. — При этом с точки зрения влияния на денежное предложение и инфляцию использование заемных средств, резерва или включение печатного станка разницы никакой не имеют. Просто Минфин запрограммирован на сохранение резервных фондов».
К тому же, если цены на нефть упадут, произойдет девальвация рубля, возвращать придется больше, соответственно нагрузка на бюджет вырастет.