В среду Госдума большинством голосов приняла во втором, основном чтении поправки в 18 действующих законов, регулирующих правовой статус учреждений культуры, образования и медицинских учреждений, финансируемых из государственного, регионального или муниципального бюджета. Авторы поправок — группа депутатов-единороссов — полагают, что возможность заниматься прибыльной деятельностью помимо госзаказа позволит бюджетным учреждениям, влачащим сейчас жалкое существование, обрести финансовую устойчивость, поднять зарплаты, обновить материально-техническую базу и поднять качество услуг.
Думская оппозиция (коммунисты и «эсеры») убеждены в обратном. С принятием этих поправок, например, платная медицина, считает оппозиция, получит шанс стать повсеместной. При этом никто не отменял статью 41 Конституции, согласной которой в бюджетных учреждениях, например, медпомощь должна оказываться гражданам бесплатно. Зарабатывать на своих услугах будет позволено и госмузеям, и театрам, финансируемым из бюджета.
Так или иначе, но реформирование бюджетной сферы коснется судьбы 328 тысяч бюджетных учреждений, в том числе 10 тысяч медицинских, носящих статус государственных и муниципальных, и 13 тысяч сельских школ.
Напомним, первое чтение поправок состоялось 12 февраля, а второе не раз переносилось и к сегодняшнему дню на законопроект поступило порядка 300 поправок. Принципиальное новшество состоит в том, что законопроектом предлагается разделить все государственные и муниципальные учреждения на три типа — казенные, автономные и бюджетные.
К казенным отнесут учреждения образования и медучреждения, принадлежащие силовым ведомствам (следственные изоляторы, исправительные учреждения), а также психиатрические больницы, лепрозории, медицинские лаборатории. Казенные учреждения будут перечислять все доходы, полученные от своей деятельности, в бюджет.
При этом казенное учреждение будет отвечать по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами, полученными в рамках госфинансирования.
Предполагается, что к бюджетным учреждениям будут отнесены больницы, школы, музеи, театры, финансируемые сейчас из бюджета соответствующего уровня. За любым образовательным или культурным учреждением может быть также закреплен статус автономного учреждения. Этот статус подразумевают большую финансовую свободу и меньшую зависимость от учредителя. Автономное учреждение избавляется от обязанности отчитываться перед государством по заработанным им самим средствам, а также получает право распоряжаться всем своим имуществом, за исключением особо ценного. Особо ценным признается движимое и недвижимое имущество, полученное от собственника, то есть государства, или купленное на его деньги.
Бюджетные учреждения будут финансироваться на основе государственного заказа в форме субсидии, а заключать крупные сделки смогут только с согласия учредителя — государственной, региональной или муниципальной власти. При этом собственник имущества (государство) «не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения».
Отказаться от выполнения госзаказа бюджетное учреждение будет не вправе. Но получит возможность осуществлять за плату те виды услуг, которые прописаны в их учредительных документах. При условии выполнения госзаказа. Именно эта новая норма — право на платные услуги и работы после выполнения госзаказа — и вызвала ожесточенные дискуссии в ходе второго чтения законопроекта.
По мнению депутата-коммуниста Олега Смолина, если пройдет поправка, которая узаконит отказ государства от сметного финансирования и переведет учреждения образования и медучреждения на госзаказ и субсидии, то поликлиники и школы вовсе перестанут лечить и учить бесплатно. «Субсидии под госзаказ могут дать, а могут не дать, а превращать всю культуру и медицину в бизнесменов неправильно, это еще экономист Вебер объяснял», — негодовал депутат.
Единоросс и докладчик по поправкам Виталий Шуба возразил на это в том духе, что сначала бюджетные организации будут обязаны выполнить госзаказ, то есть оказать бесплатные услуги, а потом уже платные.
«Но если бы госзаказ полностью покрывал потребности населения, например, в сфере образования, то у нас не закрывались бы сотни школ»,
— возразил Смолин. Кроме того, по его мнению, отказ государства от субсидиарной ответственности за бюджетное учреждение приведет к банкротству последних. Нельзя исключать и такую ситуацию, когда на выполнение госзаказа деньги не были выделены в полном размере и бюджетное учреждение будет вынуждено закрывать госзаказ за счет доходов, полученных от предоставления платных услуг. А это приведет к хроническому недофинансированию бюджетной сферы.
Нет, банкротства бюджетных учреждений не будет, возразил Шуба. Во-первых, госзаказ на 100% будет подкреплен субсидиями. Во-вторых, бюджетное учреждение не может быть в принципе признанно банкротом согласно ст. 61 Гражданского кодекса.
Смолин предложил также изменить поправку 137, которая регулирует количество представителей трудового коллектива и чиновников в наблюдательном совете бюджетного учреждения.
«Необходимо поднять количество работников самого учреждения с 30% до половины. В противном случае получается, что те, кто работает, не управляют, а те, кто не может работать, — чиновники — могут управлять»,
— считает Смолин. Но ни одна из предложенных коммунистами поправок не прошла. Особенно расстроился Смолин по поводу того, что действовавший с 2006 года запрет на коммерциализацию медицинских и детских учреждений теперь фактически отменяется. «Вводя этот запрет, власти говорили, что не следует зарабатывать на медицине, теперь нельзя будет только на психбольницах зарабатывать», — возмущался Смолин.
Депутат Виктор Шудегов обратил внимание на то, что госзаказ бюджетному учреждению не предусматривает денег на развитие, закупку оборудования. Непонятно также, что делать казенному учреждению, если ему будет оказана спонсорская помощь. Немало претензий к поправкам единороссов было и у депутата Оксаны Дмитриевой. Например, ее возмущало, что бюджетные учреждения будут обязаны проводить тендеры на закупку оборудования через службу единого заказчика, а это только усилит коррупцию.
Ни одна поправка «эсеров» также не прошла второго чтения. Единственное, на чем сошлись депутаты всех фракций, это необходимость продления переходного периода перед вступлением поправок в силу. Они будут подлежать исполнению не с 1 января 2012 года, как предлагалось в первом чтении, а с 1 июля 2012 года. К этому времени, кстати, будут закончены думская и президентская избирательные кампании.
Третье чтение намечено на 23 апреля.