Самому умному работнику, который подскажет Сбербанку интересную идею, как улучшить работу и сократить затраты, банк выплатит 1 млн рублей. Все коммуникации с сотрудниками осуществляются по корпоративной социальной сети, названной «Биржей идей». «Географически биржа объединяет всю страну, всех сотрудников банка», — рассказывает начальник управления банковских процессов Сбербанка Татьяна Свидунович.
Сеть, запущенная еще в ноябре прошлого года, пользуется популярностью у сотрудников: сегодня она насчитывает 30,15 тыс. активных пользователей, что составляет 11,5% от всего штата Сбербанка. Сотрудники просто фонтанируют мыслями: ежедневно на «Бирже идей» появляются порядка 90 идей. И, как показала практика, многие из предложений не бесполезны:
банк уже одобрил почти 3 тысячи инновационных идей из 6 857 предложенных.
К примеру, один из пользователей предложил сократить расходы по нотариальному заверению копий устава Сбербанка. Сейчас банк ежегодно нотариально заверяет в качестве отдельного документа «тело» устава и каждое из восьми приложений к нему. «Инициатор предложил объединить в одно «тело» устав и 8 приложений. Юридически это возможно», — сказал Свидунович. Таким образом, это позволит заверить не девять отдельных документов, а один,
экономический эффект от внедрения этой инновации составит 32 млн рублей в год.
«Думаю, до 1 млн рублей получит инноватор», — сказала Свидунович, отметив, что банк уже выплатил ему часть суммы в размере 440 тысяч рублей. Еще одна идея позволила Сбербанку сэкономить не только деньги, но и время: служащий предложил отказаться от оформления одного документа при открытии счета, это приведет к экономии для банка в размере 18 млн рублей в год и более 60 тысяч часов в месяц клиентского времени. Таким образом, «Биржа идей» уже окупилась. «Чтобы создать такую сеть, банк не поскупился: ее стоимость обошлась «Сберу» в 5,5 млн рублей. Ближайшая трата на сопровождение этой системы — 7,5 млн рублей», — сказала Свидунович, добавив, что уже на старте банк покрыл затраты только одной инновацией. «В 2009 году общий размер операционных расходов «Сбера» составил 229 млрд руб. На этом фоне расходы на соцсеть не будут ощутимы для банка, — признает заместитель руководителя аналитического департамента ИК «Совлинк» Ольга Беленькая. С другой стороны, по ее словам, польза от «Биржи идей» может быть не только за счет генерации инновационных идей «с мест», где резервы для повышения эффективности могут быть виднее, чем в центре. «Косвенным, но не менее важным эффектом может стать повышение вовлеченности сотрудников огромной организации в проблемы бизнеса, обмен опытом с коллегами из других регионов», — считает Беленькая.
Пока скромные работники Сбербанка предпочитают не афишировать себя в сети и в основном оставляют идеи в анонимном режиме. Дело в том, пояснили в банке, что
люди боятся быть обсмеянными коллегами.
В будущем Сбербанк хотел бы открыть сеть для всех клиентов, а не только для собственного персонала. «IBM открыла доступ на схожий ресурс для своих клиентов только через 18 лет. Мы взяли на заметку этот опыт, сейчас думаем», — сказала Свидунович, отметив, что в IBM для сотрудников система мотивации не предусмотрена вообще.
Остальные банки находят идею Сбербанка интересной, хоть и отмечают, что она не новая. Каждая из прогрессивных компаний стремится в той или иной степени вовлечь своих сотрудников в процесс генерирования каких-то инновационных предложений, касающихся её развития, говорит директор по управлению персоналом Номос-банка Татьяна Назарова. «Другое дело, что этот процесс сможет стать эффективным только в том случае, если компания сумеет правильно организовать механизм оценки и реализации предложений, который позволит не пропустить, не оставить без внимания действительно стоящую идею», — отмечает Назарова.