Оплата коммунальных услуг для жителей столицы может подорожать уже этой весной. Московский Сбербанк объявил, что будет брать комиссию за оплату коммунальных услуг с потребителей. «Если клиент будет платить через операциониста, это будет 3%. Но есть реальная возможность существенно сэкономить и заплатить, например, 1% (окончательный размер тарифа банк намерен утвердить к 1 мая. – Газета.Ru), внеся платеж через удаленные каналы обслуживания», — сказали «Газете.Ru» в Московском банке Сбербанка России.
Свои действия Сбербанк объясняет решением правительства города Москвы, согласно которому оплата комиссионного вознаграждения банку переносится с поставщиков услуг на потребителя.
Но на вопрос «Газеты.Ru» о том, почему планка устанавливается именно в 3% и каков средний процент комиссии, получаемый сейчас от поставщиков услуг, в Сбербанке ответили весьма уклончиво. «С каждым поставщиком комиссия оговаривается отдельно. Ее размер определяется договором между банком и поставщиком услуг, а содержание договора с клиентом является банковской тайной, — говорят в Сбербанке. — Любая комиссия банка за любую услугу рассчитывается исходя из затрат банка на оказания данной услуги (содержание здания, рабочих мест, связь, зарплата работника, принимающего платеж, инкассация и т. д.) плюс определенная доходность».
Возможно, шаги банка вызваны недополучением платежей в полном объеме с поставщиков услуг, полагает эксперт из фонда «Института экономики города» Игорь Колесников. Об этом же намекнули агентству «Интерфакс-АФИ» в Сбербанке России: «В тех случаях, когда организация — получатель платежа отказывается уплачивать комиссию подразделениям Сбербанка России и переносит ее на плательщиков, банк вынужден при приеме платежей в пользу таких поставщиков услуг удерживать комиссионное вознаграждение по операции с физических лиц — плательщиков».
Комиссию за прием коммунальных платежей в настоящее время берут почти все коммерческие банки, поскольку у них нет специальных договоренностей об оплате этой комиссии поставщиками услуг ЖКХ.
«Сбербанк как рыночный игрок просто-напросто уравнял условия предоставления своих услуг с другими участниками рынка»,
— говорит старший партнер BDO в России Антон Ефремов.
Но хотя плата за комиссию будет снята с производителей услуг, вряд ли они пойдут на снижение тарифов ЖКХ, сходятся во мнении эксперты. «Если статья затрат, формирующая тариф, снимается с поставщика услуг, то экономическая логика и здравый смысл говорят в пользу снижения тарифа. Однако сомневаюсь, что это будет сделано, во всяком случае, добровольно», — говорит заместитель руководителя аналитического департамента ИК «Совлинк» Ольга Беленькая.
«Для большинства населения де-факто произойдет повышение общей суммы платежа, так как подавляющее большинство людей оплачивает услуги ЖКХ именно через Сбербанк,
а не через другие коммерческие банки, и теперь придется платить комиссию Сбербанку, чего раньше не было», — подводит итог Ефремов.
К тому же удаленные каналы обслуживания, пользуясь которыми, можно снизить размер комиссии до 1% — «Сбербанк онлайн», мобильный банк, банкомат, информационно-платежный терминал — вещь, пока непривычная для большинства московских потребителей. Сегодня услугой «Сбербанк онлайн» пользуются 225 тыс. клиентов. Правда, в Сбербанке заверяют, что ведут активную работу по переориентации плательщиков на удаленные каналы обслуживания. «А людям, которые не хотят по какой-либо причине осваивать технические средства оплаты, мы предлагаем один раз прийти в банк и написать заявление об оплате коммунальных платежей через долгосрочные поручения: платежи будут автоматически осуществляться банком со счета клиента», — говорят в Сбербанке. Пока долгосрочные поручения используют порядка 100 тыс. москвичей.
К концу года в Сбербанке планируют довести общее количество удаленных пользователей до 750 тыс. До 2014 года, согласно стратегии развития банка, до 70% платежей будут выведены в удаленные каналы.