В 2009 году поступления в федеральный бюджет сократились на 26% и составили около 3 трлн рублей, сообщил глава Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаил Мокрецов. Но даже такой результат порадовал налоговиков, поскольку превзошел их ожидания. Впрочем, этому есть простое объяснение: в первой половине 2009 года было принято решение об изменении основных параметров бюджета. В частности, уровень планируемых доходов был сокращен до 2,6 трлн рублей. Благодаря пересмотру параметров доходов «мы избежали самого неприятного — агрессивно истеричного исполнения доходов», сказал Мокрецов.
Кризис изменил и структуру налоговых поступлений. Так,
доля НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), формирующего значительную часть бюджета, сократилась с 39% до 33%. Уменьшились и поступления от налога на прибыль — с 19% до 7%.
При этом доля доходов от налога на добавленную стоимость (НДС) увеличилась с 24% до 29%. «Изменилась структура потребления, а вслед за ней отреагировала и структура налоговых поступлений. На фоне одновременного сокращения продаж и падения цен на сырье продавцы придерживали товар в ожидании улучшения внешних условий. На фоне мирового кризиса заметно упали выручки практически по всем видам бизнеса, а затраты нельзя урезать так же быстро — вот и налог на прибыль упал вместе с валовой прибылью», — объясняет юрист консалтинговой группы «Налоговик» Дмитрий Липатов. «При этом обороты компаний снизились не так значительно, как прибыль, а где-то и возросли. Поэтому НДС, как косвенный налог, увеличил свою долю», — говорит эксперт по налогообложению компании BDO в России Николай Симоянов.
По словам министра финансов Алексея Кудрина, в кризисный период НДС сохранил свой уровень по отношению к ВВП, в то время как другие налоги «серьезно изменили свою долю к ВВП». По своей сути, НДС является долей ВВП, объясняет Липатов: «Поскольку каждый переработчик вкладывает свои затраты и прибыль в исходное сырье, то именно стоимость вложенного (иными словами — добавленная стоимость) и становится базой налога, и в то же время эта стоимость, суммированная в масштабе государства, и есть ВВП». Другие налоги с ВВП связаны иными, косвенными способами, потому и нет прямой зависимости.
«Даже несмотря на особенности сбора, НДС — налог на потребление. А потребление, как правило, более устойчиво к шокам, что подтверждается и текущим кризисом»,
— говорит эксперт Экономической экспертной группы Анна Васильева. Однако, как только Россия оправится от негативных последствий кризиса, она вернется к прежней структуре налоговых поступлений, сожалеют эксперты.
«Если ничего не изменится в самой структуре государственной экономики и в системе налогообложения, то, как и сейчас, на первом месте будет оставаться НДПИ, что характерно для сырьевой модели экономики»,
— говорит Липатов. Это осознают в Минфине: по словам Кудрина, необходимо не только совершенствовать подход к налогообложению сырьевого сектора, но и обеспечивать эффективность и нейтральность несырьевых налогов, таких как НДС, НДФЛ, налог на прибыль, на имущество, акцизы.
Но даже с учетом улучшения налогообложения добиться докризисных показателей сбора налоговики смогут нескоро. «В бюджет уже заложен дефицит, так что от ФНС потребуется немало сил на то, чтобы затыкать финансовые «дыры»», — говорит Липатов. «А с учетом последних изменений, увеличивающих нагрузку на бизнес в части страховых взносов, можно ожидать ухудшения собираемости налогов», — добавляет Симоянов.