Сбербанк продолжает распродавать добро, доставшееся ему за долги в период кризиса. «Будем упаковывать и продавать активы, следующие на очереди ― нефтяные активы, мы хотим продать все нефтяные активы вместе», ― заявил глава «Сбербанк Капитала», дочерней инвестиционной компании Сбербанка, специализирующейся на работе с проблемными активами, Ашот Хачатурянц. По его словам, на этом компания собирается «прилично заработать»: «Я думаю, несколько сотен миллионов долларов».
Нефтяные активы перешли «Сбербанк Капиталу» летом 2009 года. Работающая в России британская нефтяная компания Urals Energy передала ему 100% нефтяной компании «Дулисьма» и 35,3% акций «Таас-Юрях Нефтегазодобычи» в счет погашения долга по кредитам на $630 млн. Также на продажу будут выставлены 5% нефтяной компании «Аврора Ойл». «Покупателей на самом деле много, но сейчас мы думаем, какую стратегию продажи выбрать, мы сейчас продолжаем в них инвестировать», ― сказал Хачатурянц.
Всего в управлении «Сбербанк Капитала» находятся 11 проектов, общая стоимость которых превышает $4 млрд. Кроме нефтяных активов это еще строительные проекты, сервисные, металлургические, энергетические и логистические активы.
В конце прошлого года Хачатурянц рассказывал, что активы на $3 млрд находятся в стадии оформления и еще $7 млрд ― «на подходе». Недавно на баланс компании перешел бизнес-центр Nordstar Tower ― строительный объект «Дон-Строя» стоимостью около 12 млрд рублей. Сбербанк уже пытался продать недвижимость торговой сети АЛПИ, однако отложил аукцион на середину февраля.
«Продажа нефтяных активов ― это правильный и своевременный шаг, тем более что цены на нефть могут существенно скорректироваться, а фондовые рынки будут оставаться под давлением в ближайшие месяцы»,
― считает начальник аналитического департамента ГК «Альпари» Егор Сусин. «Это качественные активы, и если к аукционам будут иметь доступ крупные российские игроки и иностранные инвесторы, то «Сбербанк Капитал» сможет получить прибыль», ― соглашается аналитик ИК «Ренессанс Капитал» Ованес Оганесян.
Весь вопрос в том, смогут ли средства, полученные от продажи, покрыть кредит в $630 млн, залогом по которому выступали нефтяные компании. «Сложно сказать, вернутся эти деньги или нет. Не очень хорошо, что в «Таас-Юрях Нефтегазодобыче» нет контрольного пакета, поскольку это очень качественное месторождение. А с запуском трубы ВСТО оно получит другую оценку. Однако попытаться, без сомнения, стоит», ― говорит Оганесян.
В любом случае «Сбербанк Капитал» не будет долго управлять этими активами. «Активы были получены в результате невыполнения своих обязательств должниками и требуют инвестиций, что не совсем соответствует профильной деятельности Сбербанка», ― констатирует Сусин. «Все-таки это банк-инвестор, а значит, при хорошей цене от актива лучше избавляться», ― соглашается Оганесян.