Думские депутаты на пленарном заседании приняли во втором чтении законопроект, который сокращает возможности привлечения граждан к уголовной ответственности за налоговые преступления. Изменения будут внесены в Налоговый, Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы, а также в закон «О милиции».
Главное отличие нового законопроекта в том, что он
отменяет уголовную ответственность для тех, кто совершил налоговое преступление впервые или же полностью выплатил недоимку, пени и штрафы.
Раньше уголовное дело возбуждалось сразу по самому факту уклонения от уплаты налогов в особо крупном размере. «Непонятно, зачем сажать в тюрьму налогоплательщика, который готов вернуть всё, что должен, полностью погасив суммы всех недоимок, пеней и штрафов?» — вопрошает президент группы компаний «Авис» Наталья Яковлева.
Однако если нарушитель в течение двух месяцев не предпринял никаких действий и не заплатил налоги и штрафы, то его ожидает возбуждение уголовного дела. «Уголовная ответственность должна наступать только в том случае, если виновное лицо не желает отказаться от противозаконных действий, и только за те правонарушения, которые имеют большую общественную опасность», — соглашается руководитель налоговой практики компании Sameta Людмила Баталова.
Смягчения наказания не единственное новшество в законопроекте. Новые поправки также в разы увеличивают размеры недоимок, достаточные для возбуждения уголовного дела. Кроме того, законопроект практически исключает возможность ареста обвиняемых в налоговых преступлениях до суда.
На послабления власти пошли не вдруг: необходимость смягчить критерии налоговых преступлений назрела уже давно, уверяют эксперты. «В обществе давно обсуждается и признается необходимость либерализации законодательства об уголовной ответственности за налоговые преступления, и наконец эти общественные настроения были услышаны», — говорит Баталова. Не исключено, что
изменить уголовное законодательство подтолкнули недавние события вокруг британского инвестфонда Hermitage Capital.
Речь идет о смерти юриста Сергея Магнитского, защищавшего интересы компании. Магнитского заподозрили в том, что он помогал инвестфонду уклоняться от уплаты налогов.
Уголовное преследование налоговых уклонистов давно стало бичом российского бизнеса. В последнее время борьба с экономическими преступлениями свелась в основном к применению различных уголовных наказаний, говорят юристы. Это вызвало большой перекос в правоприменительной практике в сторону карательных репрессивных мер. «Даже к незлостным нарушителям широко применялись наказания, связанные с лишением свободы, что вело в дальнейшем к еще большей криминализации экономической сферы», — рассказывает адвокат юридической компании «Юков, Хренов и Партнеры» Дмитрий Лобачев.
«Истории людей, годами сидящих в тюрьмах «за уклонение от уплаты налогов», обрастают невероятными легендами, вызывая недоумение своей нелепостью и несоразмерностью наказания,
— говорит Яковлева. — А ведь ещё Екатерина II в своем «Наказе» писала о том, что наказание должно соответствовать преступлению».
Достаточно вспомнить «дело ЮКОСа»: размер предъявленных кредиторами требований к компании составлял около $29,5 млрд, в том числе налоговые претензии на $11,5 млрд. Расплатиться компании не удалось, и она была объявлена банкротом в 2006 году, а ее руководители до сих пор сидят в тюрьме.
«Если бы думцы инициировали свои поправки несколько лет назад, то ЮКОС и ее руководители смогли бы избежать печальной участи.
Но только в том случае, если бы успел и смог оплатить долги. Это зависит от наличия средств», — говорит эксперт экономической экспертной группы Анна Васильева.
Смягчение наказания может преследовать еще одну цель. «Инициатива может быть связана с желанием государства повысить собираемость налогов. Момент для такого послабления выбран не случайно, ведь из-за непростой экономической ситуации собираемость налогов уменьшилась», — считает эксперт BDO в России Николай Симоянов. «Возврат к прекращению уголовного преследования при уплате налоговых доначислений в бюджет будет способствовать наполнению бюджета, а не карманов коррупционеров.
В сегодняшней ситуации обвиняемым невыгодно платить недоимку государству, поскольку это все равно не уберегает от тюрьмы.
Теперь же уклонявшиеся будут как раз склоняться к уплате налогов, так как свобода — стимул очень сильный», — соглашается ведущий консультант компании «Финэкспертиза» Дмитрий Ширяев.
Кроме того, либерализация налоговой системы может сократить число налогоплательщиков, стремящихся к «уходу от налогов». «Когда после честной уплаты налогов на счетах у налогоплательщика будет оставаться достаточно средств для ведения полноценной коммерческой деятельности и получения достаточной прибыли, тогда и уплата налогов из разоряющей повинности превратится в то, чем она должна быть, — в обыденную уплату членских взносов в общую казну государства, необходимость которой обоснованна и справедлива», — говорит Яковлева. «Новый законопроект предоставляет некоторые правовые гарантии, помогающие предпринимателю защититься от необоснованных притязаний фискальных органов или даже спастись от полного банкротства и «остаться на плаву» в бизнесе», — заключает старший юрист консалтинговой группы «Налоговик» Павел Ларин.