Разработчик единого портала Минэкономразвития — оператор «Ростелеком». На первом этапе работы портал будет действовать только как единая справочная по всем ведомствам. Не более того. Здесь в режиме онлайн доступна информация о 110 услугах (всего их зарегистрировано 1,5 тысячи), предоставляемых гражданам федеральными структурами власти, а также примерно по 200 услугам с регионального и муниципального уровней власти.
Из любого региона страны с сегодняшнего дня можно зайти на сайт и получить информацию о времени работы и месте расположения любого органа власти. А также найти необходимые бланки документов. Например, налоговую декларацию, заявление на выдачу паспорта или список документов, необходимых для открытия своего дела. Их можно распечатать прямо с сайта, и эти бумаги будут юридически корректны. На разработку и запуск единого портала было потрачено 100 млн рублей
«Можно было долго отлаживать этот портал, но мы решили пойти по пути создания «народного сайта», — сообщил на презентации портала глава Минкомсвязи Игорь Щеголев. — Запускаем портал и рассчитываем, что вместе с населением скорректируем его работу, исправим огрехи».
Жаловаться на работу сайта можно в рубрике «ваше мнение» и «заметил ошибку — сообщи». Похоже, чиновников ожидает вал подобных жалоб. В год, по данным Минкомсвязи, за госуслугами обращаются порядка 360 млн раз. При этом 17% россиян вообще не прибегают к госуслугам, не доверяя органам власти. После открытия портала, недоверчивых станет меньше, считает Щеголев. Он напомнил, что с 2011 года чиновникам запретят запрашивать от граждан информацию, которая уже была запрошена и получена ранее. Например, если на сайте Федеральной налоговой службы в «личном кабинете налогоплательщика» вы сообщили о себе все сведения, включая ИНН, то миграционная служба или ГИБДД уже не вправе требовать эту информацию от вас, а должны будут скопировать ваши данные с единого портала госуслуг.
Для удобства пользования информация о госуслугах сгруппирована по нескольким группам: например, ведомства или «жизненная ситуация» — выход на пенсию или услуги ЖКХ. Следующий качественный этап работы портала — движение документов — начнется в 2010 году. «Разработан поэтапный план перевода документов из тестового режима в реальный, это будет осуществляться в течение всего 2010 года, а
начиная с 2011-го все документы можно будет заполнять и отправлять в ведомства, сидя дома»,
— пояснил «Газете.Ru» министр Щеголев. Он уточнил, что 110 госуслуг уже прошли согласование с Минэкономразвития, многие услуги оптимизированы, сокращены. Еще примерно 500 услуг готовятся для публичного запуска на портале.
Бюджет ФЦП «Электронная Россия» (2002–2010 гг.) планировалось сократить в 2010 году на 55% — с 2,7 млрд руб. до 1,2 млрд руб. к росписи 2009 года. Однако министр Щеголев пояснил «Газете.Ru», что ФЦП не урезана, она профинансирована на 3 млрд руб. После 2010 года будут утверждена новая ФЦП - «Информационное общество». «Мы сейчас работаем над ее составлением», — заявил министр.
По его словам, в ходе недавнего визита в Сингапур российская делегация тестировала аналогичный интернет-портал правительства этой страны. В Сингапуре дело предоставления госуслуг продвинулось значительно дальше: там можно отслеживать движение личных запросов и документов и контролировать работу чиновников. «Но они шли к этому 25 лет, а мы всего восемь», — заметил Щеголев. В ведомстве утверждают, что госуслуги в скором времени будут доступны так же, как покупка товаров в интернет-магазине. «Нашел услугу, оплатил карточкой — и пользуйся!» — сказал представитель ведомства Артем Ермолаев. Для тех, у кого нет интернета, заработают инфоматы. Планируется и открытие call-центрорв, в которых можно будет получать информацию о государственных услугах гражданам, не имеющим пока доступа к интернету, говорит представитель МЭР Максим Паршин.
Вдохновителем идеи перехода на электронный документооборот в России был глава «Росатома» Сергей Кириенко, ранее занимавший пост полпреда президента в Приволжском федеральном округе. ПФО был выбран Минэкономразвития пилотным для реализации другой ФЦП в области высоких технологий — «Электронное правительство». Впрочем, еще в 2003 году Кириенко высказывал опасения, что чиновники похоронят переход на цифру. «Когда говорим об электронном документообороте, мы должны принимать во внимание, что есть такой аспект, как государственная тайна, но часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда функционеры и чиновники, прикрываясь разными ведомственными инструкциями, которые формально защищают документ от открытого помещения в сеть, просто саботируют работу по введению электронного документооборота», — предупреждал полпред.
Эксперты также скептически смотрят на перспективу массового внедрения электронного документообота, правда, по другой причине.
«Многие миллионы уже были потрачены на создание Единого государственного информационного центра, но дальше получения справок о часах работы ведомств дело не продвинулось»,
— говорит эксперт АКГ «Развитие бизнес-систем» Алексей Калинин. К тому же не решена проблема применения электронной цифровой подписи. «А без этого единый портал госуслуг так и останется доской объявлений», — считает эксперт.
Даже если единый портал можно будет использовать для отправки документов и получения ответов на запросы, это все равно не решит проблему борьбы с коррупцией. Живого общения с чиновником избежать проблематично. «Чиновник всегда может заявить, что документ оформлен неправильно, придраться можно к любой опечатке, потребовать дополнительных документов, так что коррупцию на низовом уровне власти искоренить полностью не удастся», - говорит Алексей Курасов, руководитель управления корпоративных финансов ИК «ФИНАМ». Стоит учитывать также тот факт, что мы живем в стране, где проникновение интернета не превышает 30%, то есть, значительная часть населения просто отрезана от электронных услуг, уточняет эксперт.