Бюро кредитных историй (БКИ) сможет требовать данные у государственных органов. Такую возможность обсуждает Центробанк, сообщил руководитель Центрального каталога кредитных историй (ЦККИ) Центробанка Борис Воронин. «Мы начали обсуждение с бюро кредитных историй возможность внесения поправок в закон «О кредитных историях» в части доступа к информации государственных органов», — сказал он.
Сегодня порядок работы с государственными информационными базами не определен и на практике проблематичен, пояснил Воронин.
«Я не могу сказать, что это (порядок доступа) нелегально, но существует неопределенность, поскольку нет порядка, системы.
Кто-то нашел путь, а кто-то не нашел», — отметил глава ЦККИ.
Сегодня БКИ могут только запрашивать органы власти информацию по заемщикам, но не требовать ее. «Например, при запросе у налоговых органов информации о субъектах никакого ответа мы не получали, вообще никакого. В результате кредитные организации должны где-то эту информацию добывать какими-то иными способами, — сетует руководитель Первого бюро кредитных историй Евгений Лебедев. — Мы имеем право запрашивать информацию у судебных приставов, у Федеральной миграционной службы и других структур по закону».
Доступ к базам госорганов сможет получить только ЦККИ, который, в свою очередь, будет предоставлять информацию заинтересованным сторонам, установленным законом, предполагают эксперты. «В их числе могут быть, например, страховщики, кредитные брокеры, возможно, риелторы и строительные компании, в случае если речь идет об ипотеке. В числе органов, которым придется поделиться информацией с Центральным каталогом кредитных историй, могут быть названы прежде всего ФНС РФ, ФССП РФ, ГИБДД МВД РФ и, вероятно, некоторые другие», — перечисляет главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин.
Среди плюсов такого взаимодействия существенное повышение информированности кредиторов о реальном уровне платежеспособности заемщиков.
«Это очень важно, потому что банк при выдаче кредита не должен обращаться в какие-то черные базы налоговой службы или доставать какие-то левые базы судебных приставов. Он должен взять кредитную историю и посмотреть все — просрочку, невыплаченные алименты, судимость»,
— перечисляет Лебедев. В результате это сократит долю «плохих» кредитов в будущем и, вероятно, снизит ставки для благонадежных заемщиков. Инициатива направлена на снижение кредитных рисков и, соответственно, на сокращение процентной маржи банков, стоимости займов и в итоге сдерживание инфляции, говорит Осин.
Среди основных минусов эксперты называют
вероятность доступа к базам госорганов третьих лиц, которые могут использовать полученную информацию в преступных целях.
Из-за этого пострадают интересы самих заемщиков, так и самих государственных органов. Чтобы такого не произошло, необходимо тщательно проработать вопрос сохранения конфиденциальности предоставления информации. «Например, в ЦККИ работой с базами могут заниматься сотрудники соответствующих ведомств либо специально аттестованный персонал, несущий повышенную ответственность за сохранение тайны», — говорит Осин. «Важно, чтобы закон определил ответственность за несанкционированное распространение полученных данных или передачу их третьим лицам без соблюдения процедур, установленных в законе», — добавляет адвокат юридической компании «Юков, Хренов и Партнеры» Дмитрий Лобачев.
Впрочем, в БКИ вероятность потери личных сведений о заемщиках исключают. «Ничьи интересы не пострадают.
Все делается исключительно с письменного согласия субъекта.
Он дает согласие на то, чтобы банк имел право запросить о нем информацию и передать ее в БКИ, — заверяет Лебедев. — Это не значит, что она должна быть прозрачная, в интернете висеть. Нет, она охраняется законом, как и кредитная история, и хранится в тайне».