ВВП России в июле — сентябре, согласно предварительной оценке, сократился на 8,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, тогда как ВВП Великобритании упал на 5,2%, Германии — на 4,8%, ВВП Японии — на 4,5%, ВВП Канады — на 4% (август 2009 года к августу 2008 года), ВПП Франции — на 2,4%, ВВП США — на 2,3%, свидетельствуют данные Росстата на основе публикаций МВФ, ОЭСР, Евростата и оперативных данных национальных статистических служб.
Спад российской экономики оказался самым большим и среди стран БРИК. Так, ВВП Бразилии сократился на 1,2%. При этом ВВП Китая в январе — сентябре вырос на 7,7%, ВВП Индии в апреле — июне прибавил 6,1%. Россия сохраняет отрицательное лидерство с начала года: в первом квартале ВВП страны сократился на 9,5%, во втором — на 10,9%.
Лидирующие позиции Россия заняла и по темпам роста инфляции. Потребительские цены в сентябре поднялись на 10,7% в годовом выражении, выше только в Индии, где товары подорожали на 11,6%.
Рост цен также произошел в Великобритании и Италии — на 1,1% и 0,2% соответственно. В остальных странах «большой восьмерки» зафиксирована дефляция: в Японии цены упали на 2,2%, в США — на 1,5%, в Канаде — на 0,9%, во Франции — на 0,4%, в Германии — на 0,3%. В Бразилии инфляция составила 4,3%, а в Китае дефляция — 0,8%.
Обвал отечественной экономики произошел, даже несмотря на относительно невысокое по сравнению с другими странами снижение производства. В частности, в третьем квартале промышленность в России сократилась на 13,5%, тогда как в Японии обвал производства достиг 26,5%, в Италии — 20,1%, в Германии — 18,3%, во Франции — 14,2%. Чуть меньше, чем в России, пострадала промышленность в Канаде (--13,4%), Великобритании (--11,5%), в Америке (--11,4%).
Такой парадокс эксперты объясняют низкой долей промышленности в валовом продукте развитых стран. «У нас доля промпроизводства в объеме ВВП составляет порядка 18%, а в развитых странах — 8–10%», — говорит главный экономист ФК «Уралсиб» Владимир Тихомиров. «В большинстве стран «большой восьмерки» ВВП производится в секторе услуг. Например, британская экономика опирается на финансовые услуги, американская — на потребление», — приводит пример главный экономист ING Russia Татьяна Орлова.
Значительный вклад в спад российской экономики внесли строительство и розничная торговля, которые в докризисный период развивались в основном за счет внешних заимствований.
«Сейчас кредитные линии закрыты, что привело к обвалу в строительстве и торговле, тогда как в развитых экономиках эти отрасли развивались за счет внутренних денег»,
— объясняет Тихомиров. «Строительство и торговля быстрее всего росли, они больше всего и пострадали. Во втором квартале строительство просело на 20,5%, операции с недвижимым имуществом — на 7,8%», — соглашается экономист ФК «Открытие» Ольга Найденова. Сокращение розничной торговли только набирает обороты: если в марте падение в годовом выражении составило 4%, в апреле и мае — 5,3% и 5,6% соответственно, то уже в июне спад увеличился до 6,5%, в июле — 8,2%, в августе — 9,8%, а в сентябре достиг рекордных 9,9%.
Снижение оборота розничной торговли происходит в том числе и за счет снижения покупательской способности на фоне сокращения зарплат и массовых увольнений. Правда, пока в России сохраняется один из самых низких уровней безработицы — 7,6% экономически активного населения, так же как и в Германии. Ниже показатель только в Японии (5,3%) и в Италии (7,4%). Больше всего безработных во Франции (10%) и Америке (9,8%). В Канаде и Великобритании уровень безработицы составляет 8,4% и 7,8% соответственно.