В Москве будет построена частная станция метро «Мякинино». Появится она в этом году и построится за счет средств компании Crocus International бизнесмена Араса Агаларова. «Впервые при строительстве метрополитена в столице реализуется принцип государственно-частного партнерства, — сообщил начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев. — А дополнительные средства на строительство выделило правительство Москвы».
Договориться о строительстве новой станции с правительством Москвы владельцу «Крокус групп» Арасу Агаларову удалось еще в 2006 году. Новая станция нужна была бизнесмену для увеличения посещаемости «Крокус-Сити». «У господина Агаларова там находится его комплекс «Крокус Экспо». У него там еще запланировано строительство второй и третьей очереди, — поясняет инициативу бизнесмена эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. — Естественно, были жуткие проблемы с парковкой. Люди приезжали и настолько быстро заставляли все машинами, что многим приходилось оставлять машины на МКАДе».
Планы у Агаларова масштабные, помимо новой станции метро построен съезд в «Крокус Экспо» с внутренней стороны МКАД, и будет проложена дорога от Новорижского шоссе. В районе «Крокус-Сити» появится еще концертная площадка Crocus City Hall на 6 тыс. человек, «Крокус-Сити Riviera» — торгово-развлекательный деловой комплекс, и отель, и даже небоскреб. Этот небоскреб станет первым из 14 строений делового центра «Крокус-Сити Манхэттен».
На строительство нового метро Агаларов потратил $20 млн. Вложился он в саму станцию, а вот строительством путей и туннелей — а это самая дорогостоящая часть проекта — занимаются городские власти.
Изначально Агаларов хотел назвать станцию «Крокус-Сити». Но в правительстве Москвы настояли на историческом названии — «Мякинино». К тому же и без «Крокус-Сити» потребность в станции «Мякинино» есть. Здесь все совпало — и социалка, и бизнес, говорят эксперты.
До кризиса помимо «Мякинино» были и другие частные проекты по расширению московского метро. В частности, метрополитен вел переговоры с частными инвесторами по вопросам строительства новых станций в районе Западного речного порта, в Троице-Лыково и на «Золотом Острове» в центре столицы. Но
большинство проектов частных инвестиций в развитие метрополитена свернуты в связи с кризисом, который всех застройщиков «выбил из седла», признается Гаев.
Однако, считает он, «сегодня эта тема отложена, но не забыта, и в этом плане все еще впереди».
Пока проект Агаларова выглядит исключением, возражают эксперты. Он строит станцию, чтобы к нему больше ходили, а сделать метро само по себе выгодным проектом для частного инвестора сейчас практически невозможно. «Метро везде носит социальную функцию, — говорит Дмитрий Баранов. — Не может частный инвестор прийти и сказать: это моя станция, и вход в нее будет стоить не 22 рубля, а 50. Просто не разрешат. Но
как можно заработать при жестком регулировании тарифов? Если путем получения части доходов от переезжающих пассажиров, то вы будете возвращать свои деньги 50 лет».
Но расширять метро городу все равно жизненно необходимо. При этом государственных денег катастрофически не хватает. В 2009 году столичные власти выделили на метрополитен 30 млрд рублей, совокупные инвестиции других регионов в развитие своих подземных магистралей составляют 50 млрд рублей, средства федерального бюджета — 4,7 млрд рублей, из которых около 2 млрд направлены в Москву, говорит Дмитрий Гаев. «Это тоже неплохо, эти средства нужны, но метро обслуживает территорию Российской Федерации, где проживает 20% всего населения страны», — сетует начальник метрополитена.