«Давайте так договоримся. Мы этими ресурсами (правом на получение льготного кредита в МВФ — «Газета.Ru») пользоваться не будем, но выступать в качестве донора тоже не планируем», — заявил премьер-министр Владимир Путин на заседании президиума правительства в четверг. Глава Минфина Алексей Кудрин подтвердил, что России нет смысла пользоваться возможностью занять у фонда на льготных условиях, которую предоставил МВФ в августе странам-членам.
«С учетом того что Россия имеет достаточные золотовалютные резервы и рыночные механизмы финансирования дефицита бюджета, проводит политику по снижению этого дефицита, после консультаций с Минэкономразвития и ЦБ мы пришли к выводу, что нам этой резервной позицией в ближайшее время пользоваться нет необходимости», — объяснил Кудрин. Но все же глава Минфина добавил, что
этот резерв сохранится «на случай кризиса или ситуации, в которой потребуется привлечь кредит для сохранения стабильности российского платежного баланса». Россия могла рассчитывать на льготный кредит в МВФ на общую сумму $8,84 млрд.
С точки зрения мирового сообщества, обращение России за льготным кредитом МВФ испортило бы имидж страны, одобряют эксперты решение правительства. «Как правило, средствами МВФ пользуются либо беднейшие страны, либо те, кто испытывают значительные экономические трудности», — объясняет главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик. «К тому же Россия сидит на мешке денег, в то время как МВФ нуждается в ресурсах и пытается уговорить разместить средства в свои облигации.
С учетом того что МВФ сам к нам идет за деньгами, просьба России выглядела бы непонятной и сомнительной»,
— добавляет директор департамента исследования долговых рынков НБ «Траст» Павел Пикулев. Россия еще в конце мая заявила о готовности вложить в облигации МВФ до $10 млрд, и директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан одобрил это решение.
Но поскольку российский бюджет на следующий год сверстан с учетом внешних заимствований, отказ от средств МВФ означает, что Россия намерена выходить на международные рынки капитала. «Мы будем на рынке занимать $17,8 млрд на рыночных условиях», — подтвердил Кудрин, уточнив, что это плановый объем внешний займов на 2010 год, который был утвержден еще в июне. Ставки по внешним займам будут зависеть от рыночной конъюнктуры. «Я уже говорил, что у нас могут ставки доходить при более благоприятных условиях до 7% и меньше 7%, при менее благоприятных условиях — от 7% до 9%», - сказал министр.
Выпуск евробондов позволит России сохранить свои международные резервы, которые составляют почти $405 млрд на конец августа.
Однако все дело в цене размещения. «Минфин привлекает средства под 7–9%, а Центробанк вряд ли имеет текущую доходность от размещения резервов выше 2%. Разница в 6 процентных пунктов от $17,9 млрд означает, что мы тратим порядка $1 млрд. Россия имеет собственные ресурсы, но пока не хочет их тратить. С этой точки зрения $1 млрд является платой за дополнительной финансовую гибкость», — объясняет Пикулев.
Именно высокий уровень резервов обеспечивает России хорошие кредитные рейтинги и возможность более выгодного получения кредитов. Кроме того, выход на международные рынки капитала преследует еще одну цель.
«Это не только получение денег, но и установление некой отметки, по которой затем будут предоставлены средства российским корпорациям»,
— подчеркивает Лисоволик.
Согласно прогнозам Минфина, всего в 2010–2012 годах на внешнем рынке планируется занять почти $60 млрд . Впрочем не исключено, что Россия пересмотрит свои планы по привлечению средств на внешнем рынке, если цены на нефть пойдут вверх. Правительство уже улучшило прогноз по дефициту бюджета на этот год. «Прогноз дефицита по бюджету без мер, связанных с выделением кредитов из фонда национального благосостояния, составит 7,8%», — заявил Кудрин, а с учетом кредитов из ФНБ этот показатель составит более 8%. Ранее Минфин прогнозировал, что в 2009 году бюджет не досчитается 8,9% ВВП.