Бонусы топ-менеджерам в банках необходимо ограничить. К такому выводу пришли министры финансов Евросоюза в ходе неформальных переговоров в Брюсселе в среду, 2 сентября. «Банкиры «отрываются», как будто на дворе 1999 год, а сейчас 2009 год», — возмущается министр Швеции Андерс Борг. По его словам, правительства европейских стран должны проявить жесткость по этому вопросу.
Большинство европейских правительств уверены в необходимости разорвать взаимосвязь между высокими вознаграждениями и рискованными сделками: опасно спекулятивные сделки способствовали разгоранию финансового кризиса на Западе. Выплаты бонусов продолжаются, даже несмотря на кризис: по данным Bloomberg,
зарплаты и премии главных исполнительных директоров 20 банков, получивших помощь американского правительства, на 37% превышают средний уровень в компаниях из списка S&P 500.
Ярым сторонником строго регулирования премиальных выплат выступает Франция. Еще на прошлой неделе президент Николя Саркози обсудил с главами крупнейших французских банков специальный кодекс. Согласно новым правилам, не менее трети суммы бонусов топ-менеджеры и трейдеры будут получать в виде опционов на акции. Две трети вознаграждения будут выплачиваться не единовременно, а через три года после получения первой части. Нововведения также исключают из договоров пункт о гарантированных бонусах. Более того, Саркози настоял на введении штрафов для тех топ-менеджеров или трейдеров, чьи действия привели к убыткам банка или же испортили его репутацию.
На встрече в Брюсселе французы представили предложения по ограничению вознаграждений, в частности, введение прогрессивного налога и законодательно ограниченного лимита бонусов, рассчитываемого как часть доходов. Однако премьер-министр Великобритании Гордон Браун отказался одобрить французские идеи, подчеркнув, что введение обязательных ограничений «будет затруднительным для международной обстановки», пишет The Financial Times.
При этом в правительствах 16 стран Еврозоны хорошо понимают, что правила по выплатам бонусов будут малоэффективными, если их не будут применять крупнейшие мировые финансовые центры, в особенности Лондон и Нью-Йорк.
«Лучше это делать вместе. Лучше это делать во всех странах Еврозоны и, если возможно, в странах Евросоюза с нашими коллегами из Великобритании. И было бы полезно заняться этим с нашими коллегами из Соединенных Штатов и других стран»,
— подчеркнул министр финансов Бельгии Дидьер Рейндерс.
Последнее слово по бонусам скажут лидеры G20 на саммите, который пройдет в конце сентября в Питтсбурге. Пока же за вознаграждениями следят так называемые «зарплатные цари», то есть чиновники, с которыми необходимо согласовать размеры премиальных топ-менеджеров, а также методику их выплат. В Америке за это отвечает чиновник минфина Кеннет Файнберг, во Франции – бывший директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Мишель Камдессю. В Германии же власти призвали отложить выплаты бонусов топ-менеджерам на четыре года.
Ограничение бонусов — не самый эффективный способ бороться с рисками, но пока единственный, признают эксперты. «В условиях финансово-экономического кризиса в случае отсутствия господдержки банкам придется выходить на рынок высокорискованных займов и инвестиций, которые могут хорошо окупиться», — объясняет директор департамента финансово-экономического анализа НП «Центр развития ГЧП» Елена Устинова. «Задача комплексная:
необходимо создать работающий рынок, адекватную систему вознаграждения участников, независимый и эффективный институт управления рисками. Если ответов на большинство вопросов пока не найдено, остается только ограничивать сверхвысокие бонусы.
Важно понимать, что это первый и необходимый шаг, но временный», — соглашается первый зампредправления Москоммерцбанка Людмила Лебедева.