Из 1080 кредитных организаций 899 завершили период с января по июль включительно в плюсе. За семь месяцев 2009 года их прибыль составила 148,89 млрд рублей, отмечается в обзоре банковского сектора России, подготовленном Центробанком. 180 кредитных организаций получили убыток на общую сумму 117,57 млрд рублей. Одна кредитная организация не предоставила регулятору отчетность на 1 августа.
Всего за месяц убыточных кредитных организаций стало больше на 61: согласно данным Центробанка, на первое июля их было 119.
Кредитование предприятий российскими банками с января по июль практически не выросло: по итогам июля его объем составил 12,81 трлн рублей против 12,51 трлн рублей на начало года. А кредитование физлиц резко сократилось — на 8,3% за семь месяцев. При этом за июль кредитование предприятий и граждан снизились на 0,2% и 0,4% соответственно. В целом кредитный портфель на 1 августа составлял 20,25 трлн рублей, из них кредиты физлицам — 3,68 трлн рублей.
Одновременно продолжает увеличиваться просроченная задолженность: за семь месяцев она выросла более чем в два раза — с 422 млрд рублей до 908,5 млрд.
При этом просрочка по корпоративным кредитам выросла более чем в 2,5 раза и достигла 682,7 млрд рублей против 266,4 млрд рублей в начале года. Задолженность по розничным кредитам растет медленнее: за семь месяцев она увеличилась почти в 1,5 раза — до 219,6 млрд рублей с 266,4 млрд рублей.
Неохотно кредитуемые банками, граждане зато активно несут свои средства в банки.
За семь месяцев средства клиентов банков возросли с 14,75 трлн рублей до 15,75 трлн рублей, из которых 6,61 трлн рублей приходятся на вклады населения. При этом в начале года граждане хранили в банках 5,91 трлн рублей. Но этот приток средств не помог банкам увеличить прибыль. «По вкладам надо ежемесячно платить проценты, которые сейчас находятся на достаточно высоком уровне. Чтобы отработать эти проценты, надо вкладывать деньги в кредиты.
В настоящее время вклады растут, а кредиты нет, соответственно и возникает убыток. Процент по вкладам превышает рост кредитования», — объясняет председатель Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков.
Впрочем, резкий рост числа убыточных банков в июле не встревожил экспертов. «Это скачущая цифра. Например, на первое июня у нас был 201 убыточный банк, только за май их число увеличилось на 74», — объясняет аналитик ИК «Тройка Диалог» Ольга Веселова. «Колебания идут по месяцам, сейчас мы снова вернулись к майским уровням», — добавляет заместитель руководителя аналитического департамента ИК «Совлинк» Ольга Беленькая.
Под удар прежде всего попадают крупные банки. «Еще в докризисный период они проводили достаточно агрессивную кредитную политику, которая с точки зрения рисков не всегда выглядела разумной», — говорит Аксаков.
«Из топ-16 банков, которые я отслеживаю, около половины по итогам 7 месяцев оказались убыточными», — отмечает Беленькая. В частности, ВТБ по итогам первого квартала зафиксировал чистый убыток в 20,5 млрд рублей.
Главная причина негативных финансовых результатов связана с формированием резервов из-за роста проблемных кредитов. За семь месяцев резервы банков на возможные потери выросли до 6% пассивов с 5,7% в июне и с 3,6% с начала года. В абсолютном выражении запасы банковской системы составляют 1,465 трлн рублей. Эти деньги перекрывают просрочку по кредитам, которая составляет 5,4% от кредитного портфеля. «Пока эта проблема не достигла угрожающих размеров, но она существует. Доля плохих кредитов не увеличивается, она стагнирует на относительно высоком уровне 10–12% в целом по банковскому сектору», — говорит Аксаков.
«Стоимость риска, то есть отношение отчислений в резервы к среднему объему кредитов, составляет 5,7%. Цифра не очень хорошая, но стабильная», — добавляет Веселова.
Финансовые итоги 2009 года будут нулевыми в прямом смысле слова, прогнозируют эксперты. «Каких-либо резких подвижек в негативную сторону я не жду, но и не жду резких в позитивную. Дно падения мы прошли, и теперь будет немного покачивать», — считает Аксаков. «Не будет сильного плюса, но и не будет сильного убытка», — соглашается Веселова.