«Необходима мировая резервная система», — заявил на конференции в Бангкоке (цитата по Bloomberg) лауреат Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц, ранее работавший главным экономистом Всемирного банка и возглавлявший совет экономических консультантов Белого дома при Билле Клинтоне. По словам Стиглица, роль доллара как надежного средства сбережения сомнительна, поскольку степень риска для этой валюты очень высока.
На доллар давит масштабная программа американского правительства по выходу из рецессии. Власти США и европейских стран «затопили мировую экономику ликвидностью», подчеркивет Стиглиц. По его словам, при окончании кризиса Федеральная резервная система (ФРС) может не успеть вывести избыточную ликвидность из экономики. Кризис обошелся правительствам «большой двадцатки» в $10 трлн, подсчитали в МВФ. Из них почти $1,5 трлн приходится на долю США.
На этой неделе сомнения по поводу надежности американской валюты высказал и инвестор-миллиардер Уоррен Баффет.
«Как бесконтрольный выброс углекислого газа приводит к таянию ледников, так неконтролируемая эмиссия долларов – к снижению покупательской способности валюты», — написал Баффет
в статье в New York Times. По его мнению, власти должны будут запустить печатный станок, чтобы закрыть дыру в бюджете. Дефицит бюджета США достигает $1,8 трлн, что составляет 13% ВВП, хотя он не поднимался выше 6% ВВП с 1920 года.
Если эмиссия долларов продолжит расти, то доверие рынка к антикризисным действиям американских властей может быть подорвано, полагают эксперты. «При таком развитии событий крупнейшие мировые инвесторы предпочтут скорее пойти на резкое ослабление показателей мировой экономики, ломку глобальной финансовой системы и связанные с этим непредсказуемые политические коллизии, чем продолжать накапливать риски, связанные с ослаблением платежных показателей крупнейшего мирового государства-потребителя», — считает главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин.
Власти России и ряда других стран давно поднимают вопрос о роли доллара как мировой резервной валюты. «Долларовая система или система, основанная на долларе и евро, показала, что у нее есть изъяны», -— заявлял президент России Дмитрий Медведев. На эту же тему высказывались представители Китая, Франции, Индии и Казахстана. Обеспокоенность понятна. Согласно июньским данным, объем американских ценных бумаг, находящихся у Китая, составляет — $776,4 млрд, у Японии — $711,8 млрд, у Великобритании – $214 млрд. Россия купила американских госбумаг почти на $120 млрд.
Однако альтернативы доллару пока нет, в один голос заявляют эксперты.
«Америка является крупнейшей экономикой, составляющей четверть мирового ВВП. Возможно, если Китай приблизится по объемам своего ВВП к США и снимет ограничения на потоки капитала, тогда естественным образом родится новая резервная валюта»,
— говорит главный экономист ИК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков. Однако на это может уйти семь--десять лет, считает аналитик фондового центра «Инфина» Вероника Чекина. И отвоевать позиции у доллара непросто. «По масштабам экономики Япония превышает Китай, инфляция там низкая, однако йена не стала столь привлекательной, как евро и доллар», — напоминает Гавриленков. Другие кандидаты на роль доллара тоже имеют изъяны. «Ведущие экономики мира не избавлены от пороков американской финансовой системы. Проблемы роста госдолга, дефицита бюджета, ухудшения показателей ВВП и необходимости при этом поддерживать стабильность в социальной сфере и инвестициях есть у всех ведущих стран мира», — говорит Осин, добавляя, что США обладают, пожалуй, наиболее яркой долгосрочной историей успешной борьбы с разнообразными кризисными экономическими явлениями. «Джентльмены предпочитают доллар», — напоминают эксперты слова главы Минфина США Тимоти Гайтнера.
Скорее всего речь может идти о единой мировой валюте, созданной на базе нескольких валют. «Это может быть корзина, куда войдут свободно конвертируемые валюты, то есть валюты стран «большой семерки». Скорее всего, это будет доллар, который никуда не денется, евро, британский фунт, японская йена, канадский доллар», — предполагает главный экономист ФК «Открытие» Данила Левченко.
Для создания мировой резервной валюты необходимы слаженные международные действия. «Но это очень сложная политическая проблема, едва ли страны смогут договориться»,
— считает Левченко. «Разговоры так и останутся разговорами, поскольку в первую очередь США не пойдут на это», — соглашается Чекина.