Утром в понедельник треть филиалов Сбербанка, расположенных в Москве, остановили обслуживание клиентов. Проводки клиентов не проходили — в компьютерной системе банка произошел сбой. «Мы начали получать первые сообщения о сбое около 10.00 утра», — сказала «Газете.Ru» официальный представитель Сбербанка Ирина Кибина. Она уточнила, что в разных отделениях Сбербанка сбой произошел в разное время. Проблемы в отделениях, по ее словам, также были различные: «Остановлены некоторые операции».
Сбой произошел из-за большой нагрузки — банк обновлял программное обеспечение, объясняют в Сбербанке. «Техническая служба работает над решением проблемы», — обнадеживает Ирина Кибина. Первоначально Сбербанк обещал, что она будет решена к 11.00. Однако клерки в ряде отделений банка все еще не могли провести платежки, а кассиры выдать деньги клиентам.
«Мы рассчитываем, что к 13.30–14.00 работа восстановится в прежнем режиме», — назвала Кибина новую временную отметку. При этом Сбербанк отрицал появившуюся информацию о закрытии филиалов, в которых произошел сбой.
«Никакие отделения не закрыты, — объяснила Кибина. — Остановлены некоторые операции, а не работа отделений».
Около полудня Сбербанк сообщил о приостановке проведения всех платежей в Москве для возвращения на старое программное обеспечение.
Это уже не первый сбой в компьютерной системе крупнейшего кредитного учреждения страны. В ноябре 2008 года программа также вышла из строя, неправильно начислив пенсии. Тогда 3,5 млн из 9 млн столичных пенсионеров получили только по 500 рублей. В августе 2008 года сбой в программном обеспечении парализовал московские банкоматы Сбербанка. Они не работали с 18.45 до 19.20.
Пока ни одна из этих ситуаций не оборачивалась для банка серьезными денежными потерями. Пенсии были пересчитаны, клиенты, столкнувшись с невозможностью снять деньги с карточки, сделали это позже. Сегодняшний сбой может привести к более серьезным последствиям.
«Клиентам такие сбои могут грозить проблемами, вытекающими из невозможности совершить какие-либо важные операции, которые, в свою очередь, могут вылиться в убытки»,
— говорит операционный директор ГК «Альпари» Дмитрий Раннев. Если клиента не устроит результат устранения последствий сбоя, есть риск подачи в суд, считает он.
Кроме того, технический сбой может оказать негативное влияние на репутацию банка. «Не исключено, что некоторые из клиентов банка могут решить перейти на обслуживание в другие кредитные организации, где подобных сбоев не происходило», — добавляет аналитик ИК «Финам» Константин Романов.