Рост мировой экономики будет зависеть от стран БРИК. Динамика ВВП Бразилии, России, Индии и Китая станет определяющим фактором для изменений мирового ВВП в 2009 и 2010 годах, считает глава аналитического подразделения мировой экономики Goldman Sachs Джим О'Нил, предложивший в 2001 году аббревиатуру «БРИК».
Ведущую роль в «четверке» будут играть Китай и Индия, пишет О'Нил в колонке в британской газете The Times.
«Кризис пошел только на пользу китайской экономике. В Пекине осознали, что дни роста за счет экспорта остались в прошлом.
Благодаря налоговому и денежному стимулированию, а также начатой реформе социальной защищенности Китай, похоже, вступает в эру, в которой развитие будет определяться ростом внутреннего спроса», — считает эксперт. Согласно его прогнозам, ВВП Китая может вырасти в этом году более чем на 8%, даже несмотря на слабый экспорт. «В 2010 году внутренний спрос увеличится более чем на 12%, что позволит ВВП страны подняться на 10%», — добавляет О'Нил. Экономика Индии вырастет примерно на 6% как в 2009-м, так и в 2010 году.
Прогнозы Goldman Sachs довольно оптимистичны на фоне оценок других экспертов. В частности, согласно отчету Всемирного банка, ВВП Китая вырастет на 6,5% в 2009 году и на 7,5% в 2010 году, ВВП Индии — на 5,1% и 8,0% соответственно. Рост ВВП России и Бразилии начнется только в 2010 году и составит по 2,5%. В ING Russia считают, что в следующем году китайская экономика вырастет на 8%, индийская — на 6,9%, бразильская — на 4,5%, российская — всего на 1,2%. «Россия, без сомнений, самая слабая в «четверке», слишком зависит от нефти, — признает и О'Нил. — Но сейчас, когда нефтяные цены начали расти, рост российской экономики восстановится.
Необходимо, чтобы экономика России росла на 3–4% ежегодно, дабы оправдать свое место в БРИК».
В условиях кризиса восстановление мировой экономики действительно будет зависеть от стран «четверки», соглашаются российские эксперты. «Очевидно, что по итогам 2009 года страны БРИК, на долю которых приходится около четверти мирового ВВП и более 40% мировых валютных резервов, станут локомотивами мировой экономики», — говорит аналитик ИК «Универ» Ксения Поляк. Однако роль России в «четверке» будет минимальной. «Если сравнивать ситуацию в России с другими участниками БРИК, то у нас дела обстоят хуже. В начале этого года Китай и Индия росли на 6%, и даже сырьевая Бразилия надеется по итогам года оказаться в плюсе, а российская экономика рухнула почти на 10%», — напоминает руководитель проекта БСС «Система Главбух» Елена Авилова. Итоги второго квартала едва ли будут лучше первого.
В апреле объемы промпроизводства сократились на 16,9% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года, в мае — на 17,1%. «Едва ли с такими показателями Россия может стать локомотивом и вытягивать другие страны»,
— считает главный экономист ФК «Открытие» Данила Левченко.
При этом рост цен на нефть не будет такой существенной поддержкой для быстрого роста экономики, как предрекают в Goldman Sachs. «Дорогая нефть обеспечивала лишь 30% роста ВВП в 2007–2008 годах, в то время как на массовый приток капитала приходилось порядка 70%», — объясняет Авилова. Кризис показал, насколько Россия зависит от внешних инвестиций.
«Все-таки экономика должна расти за счет внутренних ресурсов, а не внешних. У нас с этим пока ничего не решено»,
— говорит главный экономист ING Russia Татьяна Орлова. Несмотря на поддержку государства, до сих пор остается нерешенной проблема с кредитованием. «Пока нет отдачи от антикризисных мер», — добавляет Орлова.
Китайская экономика, в отличие от российской, оказалась более гибкой и смогла переключиться на внутренний спрос. «Большая часть из выделенных $586 млрд пошла на кредиты малым и средним компаниям, которые могут быстро переориентироваться с экспорта на местных потребителей. России такой опыт не перенять: и состоятельных потребителей меньше, и малого бизнеса, способного производить качественные товары, не хватает», — констатирует Авилова.