Центробанк в третий раз с начала года снизил ставку рефинансирования на полпроцента, до 11,5%. Кроме ставки рефинансировании Центробанк снизил проценты по другим ключевым ставкам. Так, с завтрашнего дня минимальная ставка аукционного прямого РЕПО составит 8,5%, по обеспеченным кредитам на сроки от 90 до 365 дней ставки составят от 10,5% до 11,5%.
Действие Центробанка не произвело впечатления на участников рынка. «В этом событии нет ничего неожиданного: еще в мае регулятор дал четко понять, что он собирается это сделать. Величина снижения также не удивила: шагами по 0,5 процентных пункта регулятор двигался и раньше», — отмечают аналитики ИБ «Траст». «Опускать» ставку Центробанк принялся с 24 апреля, к тому времени она находилась на уровне 13%.
Очередное снижение ставки рефинансирования Центробанка вызвано замедлением темпов инфляции в стране и стремлением властей вдохнуть свежую кровь в экономику страны, говорит начальник отдела операций на фондовых рынках Собинбанка Артур Холаев.
Последовательным снижением ставки ЦБ показывает желание властей снизить стоимость ресурсов для самих банков, которые, в свою очередь, должны удешевить кредиты реальному сектору,
соглашается вице-президент Ассоциация региональных банков России Олег Иванов.
В апреле, фактически сопровождая первое сокращение ставки с начала кризиса, премьер Владимир Путин заявил, что кредитным организациям необходимо снижать стоимость кредитов российскому производственному и потребительскому сектору до уровней, соответствующих базовой ставке ЦБ плюс 3%. В мае с аналогичным заявлением выступил президент Дмитрий Медведев
Но ставка рефинансирования в настоящее время практически не влияет на стоимость кредитных ресурсов для конечного заемщика.
«На размере банковских ставок снижение вряд ли скажется.
Однако в ближайшей перспективе следует ожидать улучшения ситуации на рынке межбанковского кредитования, также возможно появление спекулятивного спроса на рублевые облигации, входящие в ломбардный список Центробанка», — говорит Холаев.
К тому же снижение на полпроцента банкиры откровенно считают ничтожным. «Конечно, мы позитивно относимся к тому, что Центробанк снизил ставку, но этого недостаточно, и ее необходимо продолжить снижать в таком же темпе», — считает глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. Говоря о том, какой уровень ставки рефинансирования был бы достаточным, чтобы сдвинуть ситуацию с кредитованием, банкиры называют 10–11%. «Для РЕПО наиболее сбалансированными являются ставки в 8% и 10 – 11% для ставки рефинансирования», — отмечает Холаев.
Однако аналитики уверены, что сейчас сокращение до такой отметки было бы чрезмерным. «Уровень инфляции по итогам первых пяти месяцев составил 13%, и, судя по его текущему тренду, этот показатель к концу 2009 года может сократиться до 10–11% в годовом выражении.
Сокращать базовую ставку ниже уровня инфляции — слишком рискованно»,
— предупреждает главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. По его мнению, в этом случае рынок получит возможность зарабатывать, вкладывая средства в активы, стоимость которых растет вместе с инфляцией, это не способ стимулировать реальные вложения.
При этом вопрос доступности и стоимости кредитов является важнейшей предпосылкой для остановки экономического спада, уверены эксперты. «Сейчас кредиты предприятиям выдаются на 2–3 года, а им необходимо долгосрочное финансирование — на 5–7 лет, — говорит Олег Иванов. — Получается, что Центробанк предоставляет краткосрочную ликвидность максимум на полгода, а банки не могут превратить краткосрочные пассивы в долгосрочные. В итоге получает разбалансированный рынок». Поэтому одно лишь снижение ставки не окажет влияния на доступность кредитов.
Нужны другие меры. К примеру, отделение плохих активов, накопленных как банками, так и предприятиями, от хороших, считает Иванов. Однако, по его словам, пока власти такого желания не демонстрируют.
Основная проблема состоит в невозможности разрешить такие трудности за один день.
«Для снижения ставок, по которым осуществляется кредитование реального сектора, необходимо сначала снизить стоимость собственного фондирования банков, которое практически никак не привязано к ставке рефинансирования.
Уровень ставок по кредитам определяется рисками невозврата, величина которых остается довольно высокой», — говорит аналитик Номос-Банка Илья Ильин.