«На данном этапе у ЦБ РФ нет полной картины состояния каждого конкретного банка. Мы считаем необходимым, чтобы ЦБ проводил более системный анализ ситуации состояния в конкретных банках», — заявил в понедельник глава миссии МВФ в России Пол Томсен. Стресс-тест для крупных и средних российских банков поможет дать «более адекватную оценку их жизнеспособности и потребности в капитализации».
Действительно, оценки состояния российской банковской системы, которые дают независимые эксперты, отличаются в худшую сторону от прогнозов регулятора, причем весьма заметно.
Так, в понедельник рейтинговое агентство Moody's опубликовало свое исследование рисков российской банковской системы и оценило ее перспективы на этот год. Основной проблемой для 102 рассмотренных банков станет обесценивание активов, вызванное недавней девальвацией рубля на фоне экономического кризиса и растущее число «плохих» кредитов. По оценке Moody's, в начале второго квартала текущего года доля проблемных кредитов составляла 11% против 4,6% в начале 2008 года, а еще 10–15% кредитов были реструктурированы, чтобы избежать дефолта. К концу 2009 года доля проблемных кредитов может вырасти до 20%.
«Банки будут испытывать высокую потребность в дополнительной капитализации, что будет сопровождаться снижением прибыли до создания резервов, а значит, и снижением их способности поддерживать свою капитализацию за счет внутренних источников»,
— говорит автор отчета, аналитик Moody's Семен Исаков. Как следствие, потребности российских банков в пополнении капитала за счет внешних источников составят в этом году 1,3 трлн рублей ($40 млрд), говорится в докладе Moody's.
Оценка потребности банков в капитале соответствует той, что дает Центробанк: 757 млрд рублей российским банкам уже предоставлено, а дополнительно потребуется еще около 500 млрд рублей в этом году, напоминает замруководителя аналитического департамента ИК «Совлинк» Ольга Беленькая.
А вот прогноз по просроченным кредитам существенно отличается от оценки ЦБ. Регулятор считает, что к концу года просрочка составит 10%, что не будет критичным, так как на 1 апреля 2009 года уровень достаточности капитала банковской системы находится на уровне 16,9% при нормативе 10%.
«Очевидно, основные различия связаны с методикой регулятора, что приводит к недооценке уровня плохих кредитов по сравнению с международными стандартами», — рассуждает Беленькая.
Еще более пессимистичный прогноз на конец 2009 выдало другое рейтинговое агентство — Standard & Poor's. По его данным, уровень проблемной задолженности уже составляет 15–20%.
Агентство не исключает и по-настоящему «катастрофического» сценария, при котором объем проблемных кредитов (с учетом реструктурированных) может вырасти к концу 2009 года до 60%.
Но, даже если ситуация будет развиваться согласно предположениям Moody's, итог может быть плачевным. В случае 20-процентной доли невозвратов капитал некоторых российских банков может стать отрицательным. Как сообщил «Газете.Ru» источник в Ассоциации региональных банков, в таком случае фактическими банкротами могут стать более 300 банков — это треть российской банковской системы.
По мнению агентства,
помощи со стороны акционеров российским банкам ждать не стоит — те и сами испытывают трудности. Поэтому ситуация в банковском секторе преимущественно зависит от поддержки правительства.
Но вливание капитала правительство осуществляет в первую очередь в крупные банки с государственным участием, в то время как меньшие по размеру частные банки до сих пор не получили от правительства какой-либо заметной финансовой помощи, отмечают эксперты. По данным Moody's, финансовые вливания со стороны ЦБ к концу 2008 года составили 13,5% от общего объема фондирования российских банков (в 2007 году — 0,2%). Следствием ослабления показателей банков, не получающих прямой помощи от государства, станет дальнейшая консолидация в форме слияний и поглощений, прогнозирует агентство.
«В целом прогнозы Moody's соответствуют общему тренду на ухудшение качества кредитных портфелей банков вследствие спада в экономике, трудностей с рефинансированием и снижения платежной дисциплины заемщиков», — констатирует Беленькая. Впрочем, аналитик ИК «Финам» Владимир Сергиевский считает прогноз агентства излишне мрачным. «По сути, Moody's предрекает России галопирующий кризис, что не совсем соответствует текущим мировым тенденциям и возможности РФ по поддержке банковского сектора», — говорит он. Свою более оптимистичную позицию Сергиевский объясняет тем, что снижение давления на рубль позволило ЦБ 24 апреля снизить ставку рефинансирования с 13% до 12%. «При условии сохранения стабильной макроэкономической конъюнктуры ЦБ продолжит политику снижения ставок, призванную стимулировать кредитование, что в среднесрочной перспективе позитивно отразится на стоимости банковских пассивов», — надеется эксперт.
Что же касается необходимости официальных стресс-тестов от ЦБ, то эксперты не склонны переоценивать пользу от них. «Банк и так проверяет свои возможности в ситуации, близкой к кризису, — говорит директор Центра маркетинговых исследований ВТБ 24 Дмитрий Лепетиков. — Эта процедура нужна, и все нормальные банки самостоятельно ее проходят. При этом тест лишним не будет: ЦБ должен понимать, какие угрозы есть у банковской системы в целом. Но внезапных открытий стресс-тест не сулит».
«Это может быть дополнительным инструментом, чтобы определить, какие банки нуждаются в помощи, — соглашается аналитик Уралсиб капитал Леонид Слипченко. —
Но результаты стресс-теста стоит закрыть. Банковский сектор достаточно уязвим».