По данным инвестбанка Merrill Lynch, с 1 марта по 28 мая текущего года рынок облигаций стран с развивающейся экономикой вырос на 12%. Это произошло на фоне повышения сырьевых цен и улучшения прогнозов возврата кредитов, сообщило агентство Bloomberg. В мае появились признаки ослабления мировой рецессии, и инвесторы начали активно раскупать облигации стран, экспортирующих сырье — России, Бразилии и Индонезии. Но лучшие результаты показали Аргентина (28% в мае) и Украина (17% за месяц). Увеличение по итогам марта--мая может стать самым значительным с октября--декабря 2002 года.
Аналитики связывают рост с тем, что мировые рынки залиты дешевыми деньгами. «ФРС печатает много денег, что способно стать источником инфляционного давления.
Именно на инфляционных ожиданиях падает доллар и растет стоимость товарных рынков», — говорит аналитик ИБ «Траст» Павел Пикулев.
Спред между доходностью украинских долларовых гособлигаций и US Treasuries сократился в этом месяце на 5,2 процентного пункта — до 11,5 процентного пункта, добавляет директор управления рынков капитала банка «Росбанк» Максим Орешкин. «Волна улучшения ситуации постепенно распространялась от высококачественных инструментов (с рейтингом ААА), активные продажи которых начались еще в марте. В мае ожил рынок бумаг с рейтингом ниже инвестиционного», — уточнил Орешкин.
Спросу на бумаги развивающихся стран способствует динамика UST (американские казначейские облигации), доходность по которым существенно ниже. На конец мая доходность эталонных Russia-30 составляет порядка 6,9%, а UST-10 — 3,49%.
К тому же облигации развивающихся стран недооценены. «Волна кризиса привела к изменению экономической и финансовой моделей развивающихся стран, которые уже приняли на себя основной внешний удар. По мере достижения «дна» рецессии развивающихся экономик, инвестиционные стратегии будут строиться именно в пользу активов emerging markets: перспектива стремительного роста их стоимости довольно высока», — говорит аналитик банка «Зенит» Владимир Евстифеев.
Но рост рынка облигаций не вызывает восторга у аналитиков: «Ощущение паники и ужаса, которое довлело над рынками всю осень, сменилось скорее нездоровым счастьем.
В условиях низкой доходности на низкорискованных рынках облигаций инвесторам вновь стали интересны облигации развивающихся стран по принципу «на безрыбье и рак рыба», — отмечает старший аналитик ИК «Тройка Диалог» Антон Табах.
«В мире растет аппетит на риски», — подтверждает начальник аналитического отдела департамента финансовых рынков ИК «Грандис Капитал» Денис Барабанов.
Рост облигаций Украины эксперты связывают с некоторым ослаблением угрозы дефолта на фоне общего улучшения: «Если в России инвесторы двигались от плохих ощущений к удовлетворительным, в Украине — от катастрофических до просто плохих», — говорит Табах.
После сильной просадки цен на евробонды к валютным обязательствам России и ее эмитентов возник серьезный интерес со стороны отечественных инвесторов, желавших избежать рисков девальвации рубля.
«Из-за роста спроса мы даже стали широко предлагать евробонды для наших клиентов, в том числе физическим лицам, хотя до кризиса российские инвесторы практически не интересовались этими бумагами», — рассказывает аналитик ГК «Алор» Наталья Лесина.
Спрос на гособлигации России и ряда других развивающихся стран толкают вверх и цены на сырье. За последние 2 месяца цены на нефть подскочили на 35%, на золото — на 12%, цены на медь подросли на 22%. «Безусловно, рост стоимости фьючерсов на нефть благоприятно сказывается на привлекательности бумаг страны с сырьевой экономикой, каковой и является Россия», — говорит Лесина.
Однако рост облигаций не будет вечным. На рост облигаций также могут повлиять банковские дефолты из-за отсрочек по кредитам. «Если прогнозы сбудутся, то уже осенью мы увидим обратный процесс на рынке облигаций, и инвесторы вновь будут покупать низкодоходные, но надежные американские трежериз», — считает Барабанов.
«Что касается Украины и Аргентины — их перспективы в первую очередь зависят от экономической политики этих стран»,— говорит Табах. Но в целом эксперты настроены оптимистично: «Рынок облигаций стабилизировался, и это радует».