Страны Юго-Восточной Азии, а также три государства Северо-Восточной Азии договорились о создании в конце этого года Азиатского регионального банка валютных резервов. Он должен стать эффективным оружием борьбы стран Азии с кризисом. Эксперты полагают, что за этим скрывается борьба мировых держав за регион.
К концу этого года будет создан Азиатский региональный банк валютных резервов. Сумма его средств должна составить $120 млрд, из которых 80% должны предоставить Китай, Япония и Корея, остальные 20% внесут страны Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Япония и Китай (включая Гонконг) должны предоставить по $38,4 млрд, а Корея — $19,2 млрд. Такое решение в минувшие выходные было принято на ежегодной сессии Азиатского банка развития (АБР), проходящей на острове Бали в Индонезии с участием министров финансов стран АСЕАН, а также Китая, Японии и Республики Кореи.
Основная задача банка — помощь странам региона в разрешении проблем с краткосрочной ликвидностью, в частности, для поддержания курсов национальных валют в случае их резкого падения, например, из-за массированного оттока иностранного капитала.
Решение о создании фонда стало логичным продолжением так называемой «Чиангмайской инициативы» о взаимной поддержке в сложных финансовых ситуациях, с которой выступили страны АСЕАН после кризиса конца 1990-х, приведшего к резкому обвалу валют и фондовых рынков стран Восточной Азии.
Создавая фонд, его участники пытаются застраховаться от проблем на мировых рынках и, как следствие, от экономической и политической нестабильности. «Страны Юго-Восточной Азии понимают, что без специального финансового зонтика выжить сложно», — отмечает доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории стран Дальнего Востока восточного факультета СПбГУ Владимир Колотов.
Создание фонда преследует одну цель: переориентировать экономики азиатских стран на внутренний спрос, так как в условиях кризиса у экспортно-ориентированных стран Юго-Восточной Азии возникли серьезные проблемы с поставкой товаров на рынки основных потребителей,
говорит советник компании экспертного консультирования «Неокон» Алексей Кузьмин.
Также существует тенденция стран региона к уходу от влияния международных финансовых институтов. По мнению аналитика, нынешнее положение дел означает «глобальные тектонические геополитические и геоэкономические сдвиги» наподобие тех, что произошли на переломе 80–90-х годов прошлого века, «когда мир перестал быть биполярным». «Возможно, происходит смещение мировых центров влияния, — соглашается начальник аналитического отдела ИК «Церих кэпитал менеджмент» Николай Подлевских. —
США имеет право вето во Всемирном банке и МВФ, но теперь образуется независимое региональное образование с собственными деньгами».
Но насколько действенным механизмом сможет стать фонд в условиях борьбы за влияние в регионе — непонятно, говорит Колотов: «У всех участников разные цели, стремления, разное влияние; часто противоречия, выражаясь языком марксистской идеологии, носят «антагонистический характер».
Сторона, которая поможет создать финансовую устойчивость в регионе, получит и основное влияние на него, отмечает эксперт. Есть два претендента на это место — Китай и США, причем США традиционно будут использовать в своих интересах Южную Корею и Японию.
А Китаю помешать использовать свой шанс может дестабилизация ситуации в самом Китае и во Вьетнаме, добавляет Колотов. Именно схватка за влияние над Вьетнамом, который становится политическим лидером АСЕАН, уверен эксперт, станет определяющей в расстановке политических сил в регионе.