Кредиты, выданные российскими банками, могут сократиться на четверть в 2009 году. Это прогноз центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии (МФПА). «Оптимальной стратегией (с точки зрения банков — «Газета.Ru».) в сложной обстановке является нормирование кредитов. Оно подразумевает сокращение объемов кредитования, ужесточение условий выдачи ссуд и приоритет только надежным заемщикам, — пишут авторы распространенного в среду обзора. — По нашим оценкам,
в реальном выражении кредиты могут снизиться на 25%, что с учетом инфляции означает падение объемов кредитования на 9–11%».
Начало этой тенденции исследователи видят в первом за последние годы снижении кредитного портфеля банков — в феврале 2009 года на 2%. «Больше всех пострадали краткосрочные кредиты до трех месяцев, служащие для пополнения оборотных средств: с лета прошлого года их объемы упали вдвое. Кредиты населению с осени 2008 года демонстрируют только отрицательную динамику», — заметили они.
Сокращать объемы выдаваемых займов банки вынуждают растущие риски невозврата. «Надо быть полным альтруистом, чтобы продолжать кредитовать, зная, что все больше кредитов не вернется назад», — отмечают в МФПА. Так, по данным министра финансов и вице-премьера Алексея Кудрина, реальный уровень просроченной задолженности в банковском секторе РФ уже составляет около 10%.
«Банкиры же негласно говорят, что искусственно удлиненные кредиты будут составлять от 20% до 50% портфеля»,
— говорится в материалах.
Это закономерное следствие падения производства. За первые два месяца 2009 года индекс промышленного производства, по данным Росстата, упал на 14,6% по сравнению с тем же периодом прошлого года. МФПА ожидает, что к концу года спад составит 5–8%, а в наиболее уязвимых отраслях (строительство, угольная и нефтегазовая промышленность, металлургия, машиностроение, химия) — до 20%. Сказывается падение доходов населения: реальные денежные доходы в феврале, по Росстату, были на 4,8% ниже, чем годом ранее.
«Совершенно очевидно, что произойдет реструктуризация банковского сектора, сопоставимая с событиями 1999 года», — делают неутешительный вывод эксперты. Как и тогда, основной удар придется на крупнейшие банки,
которые власть заставляет выполнять социальные функции. «Большую обеспокоенность вызывает ситуация в госбанках. Сегодня они представляются «котами в мешке», чье финансовое положение под вопросом. Правительство их принуждает кредитовать (целевая планка на 2009 год — прирост кредитов на 27%), — отмечают в МПФА. — Субсидирование некредитоспособных заемщиков за счет госбанков означает ослабление их устойчивости, которая может дорого обойтись бюджету. Госбанки, конечно, поддержат, однако, сколько такая политическая благотворительность будет стоить, большой вопрос». Также плохо придется банкам первой полусотни, проводившим в последние годы кредитную экспансию. «Они обладают невысокой достаточностью капитала. Потери по кредитам, пусть и небольшие, приведут к угрозе невыполнения требований по уровню собственного капитала», — предупреждают авторы.
Все это фактически представляет собой развернутый сценарий второй волны кризиса, о которой обмолвился Кудрин неделей ранее.
Предотвратить эти события эксперты МФПА предлагают действиями в двух основных направлениях. «Во-первых, упорядочить работу с проблемными должниками. Умышленный вывод активов, сепаратные переговоры с отдельными кредиторами, создание бридж-фирм — вот неполный перечень уловок, к которым прибегают недобросовестные заемщики», — советуют в МФПА. Эта задача должна решаться не банками, а законодательно. «Целесообразно ужесточить законодательство о банкротстве (введение общего собрания кредиторов, коллективное назначение арбитражного управляющего и др.), наладить механизм реализации залогов, вести бескомпромиссную борьбу против вывода активов», — предлагают эксперты. Второе направление — работа с проблемными активами. «Это может быть гарантирование со стороны государства проблемных кредитов, выкуп просроченных кредитов, докапитализация банков», — считают они.
Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты не считают эти рецепты панацеей. «Первое предложение направлено не на кризисный период. Оно не краткосрочное, но может способствовать предотвращению дальнейших негативных событий», — отмечает аналитик ИК «Финам» Владимир Сергиевский. «Госгарантии и докапитализация — не кризисные меры, хотя они могут стать актуальными. К тому же в них нет ничего нового», — добавляет он.
«Государство пытается докапитализировать банки, можно наблюдать множество допэмиссий, выкупаемых государством на паритетных началах с акционерами. Уже выделены большие средства в объеме ЗВР, но остается неясным, сколько еще может понадобиться»,
— соглашается аналитик ИК БКС Денис Мухин. Точно так же, напоминает он, обсуждаются два варианта работы с проблемными активами: собрать «плохие долги» в отдельный институт или оставить их банкам, чтобы те сами разбирались с последствиями плохого менеджмента. О том, какая идея лучше, специалисты еще не договорились.
Выход, предложенный экспертами — упростить перераспределение активов в банковском секторе. «Бизнес-модели многих банков оказались неустойчивыми, и они закрываются, но не все их активы оказываются поврежденными. С другой стороны, всегда есть банки, готовые инвестировать в банковский сектор. Нужна система, позволяющая перераспределять активы банкротящихся банков, при покупке часть средств может идти на покрытие обязательств», — советует Мухин.