Нежилые здания или помещения могут быть залогом для получения ипотечного кредита. Это предусматривает проект поправок в статью 69 закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)», принятый Госдумой в пятницу в первом чтении. В настоящее время аналогичные правовые нормы действуют только в отношении жилых домов и квартир.
Законопроект, по мнению его авторов, существенно улучшит жизнь российских предпринимателей. «Одной из самых существенных проблем предприятий малого бизнеса является их финансовое положение, которое не позволяет им в полной мере составлять конкуренцию другим субъектам предпринимательской деятельности», — отмечает первый зампред комитета по собственности Дмитрий Саблин. «На данный момент не было ипотеки для малого бизнеса, — поясняет депутат, член комитета по собственности Алексей Плахотников. —
Представители малого и среднего бизнеса должны были выкупать помещение за свои деньги, а для этого они должны были взять в банке отдельный кредит под свои квартиры или другие помещения.
Это очень сложно и неудобно». Фактически закон снимет с предпринимателей бремя лишнего кредита. Для банков, по мнению депутата, такие поправки тоже полезны.
Это минимизация рисков банка, ведь кредиты на помещения, которые сейчас выдают банки предпринимателям, далеко не всегда возвращаются. При ипотеке банки точно будут уверены в залоге, его легко будет вернуть.
Это подтверждают сами банкиры. «До настоящего момента предприниматели тоже брали в ипотеку помещения. Но все схемы такого рода шли в обход закона», — комментирует заместитель председателя правления ООО «Городской ипотечный банк» Игорь Жигунов. «Если возникали проблемы с выплатой денег по кредиту, банку было очень сложно получить деньги. Сейчас всё будет законно. Это упрощает процедуру регистрации ипотеки, снижает риски и затраты всех сторон», — добавляет он. «Действующий федеральный закон не предусматривает регистрацию права собственности на нежилые помещения с одновременным обременением ипотекой, — добавляет вице-президент Собинбанка Павел Ильин. — Объект необходимо сначала приобрести, и только потом его можно закладывать, чтобы получить деньги. Для банка в такой ситуации сложно оценить риски при кредитовании».
В целом схема коммерческой ипотеки, то есть ипотеки нежилых помещений, схожа со схемой предоставления привычных кредитов на покупку жилья. Тем более что, как говорится в пояснительной записке к законопроекту, все объекты недвижимости, как жилые, так и не жилые, «с точки зрения гражданского законодательства являются объектами недвижимости и в равной мере могут быть предметом залога». По словам председателя комитета Госдумы по собственности Виктора Плескачевского, разницы между жилыми и нежилыми помещениями не только нет, но и в принципе не должно быть.
Однако в условиях кризиса этот механизм может не заработать, опасаются предприниматели. «Сейчас малому бизнесу нельзя даже получить кредиты на развитие бизнеса, а если мы говорим о покупке недвижимости, это вообще почти нереально», — сетует председатель координационного совета Московской областной организации и член правления объединения предпринимательских организаций России ОПОРА Наталья Чудакова. По мнению Чудаковой,
оптимально было бы изменить 159-й закон, предполагающий выкуп помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности и арендуемых субъектами малого и среднего предпринимательства.
Тем более что ставки по ипотеке на данный момент такие, что физлица не рискуют ею воспользоваться. На данный момент
ещё не очень понятно, как будут велики ставки по ипотеке коммерческой недвижимости. Специалисты предполагают, что они будут сопоставимы с процентами на жилую недвижимость.
«Закон направлен, скорее, на перспективу: сегодня доступ к длинным ресурсам для банков ограничен, кроме того, платежеспособность со стороны заявителей также сейчас ухудшается», — признает Ильин.