Проникнувшись осознанием экономического кризиса, в пятницу депутаты Госдумы приняли в первом чтении поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КОАП) и «некоторые другие законодательные акты», которые, по мысли законодателей, помогут антимонопольному регулированию и развитию конкуренции в российской экономике. На сей раз законотворцы решили не усиливать нажима собственно на бизнес, которому сейчас и так тяжело, и сконцентрировать своё внимание на других участниках экономики — чиновниках. Об этом накануне говорила и представитель исполнительной власти, глава Минэкономики Эльвира Набиуллина. «При осуществлении контроля, в том числе антимонопольного,
необходимо сместить акцент с контроля за действиями хозяйствующих субъектов в сторону более тщательного контроля за действиями органов власти»,
— заявила она на заседании кабинета министров.
Сами думцы также признают, что коррупция пронизывает государственную «вертикаль» сверху донизу. Так, член думского комитета по экономической политике и предпринимательству единоросс Олег Валенчук поделился с журналистами открытием: порой чиновники, представляющие органы местного самоуправления, «вступают в преступный сговор с владельцами крупных компаний, создавая им «зелёный коридор» для любых манипуляций на рынке, в том числе для искусственного завышения цен». Таким образом, блокируется создание здорового конкурентного поля, недорогие и качественные товары попросту не доходят до потребителя.
Поэтому поправки направлены в основном на ужесточение карающих мер по отношению к чиновникам «на местах», повинным в препятствовании свободной конкуренции. В частности,
за «ограничение конкуренции» на должностных лиц органов местного самоуправления будет налагаться штраф в размере 15–30 тыс. руб.
«Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий и координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, недопустимая в соответствии с антимонопольным законодательством», чреваты штрафом 17–20 тыс. руб., а фирма, участвующая в этом противоправном действии, будет оштрафована на 1–15% от суммы выручки, но не менее чем на 100 тыс. руб.
Кроме того, подобные же штрафы предусмотрены за манипулирование ценами на оптовом и розничном рынках электроэнергии, а «за нарушение стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии» должностных лиц будут штрафовать на 3–5 тыс. рублей, юридические лица — на 50–200 тыс. руб.
Но появляется и новая мера — ответственность «в виде дисквалификации за совершение административных правонарушений физическими лицами, занимающими должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности правоохранительной службы, должности муниципальной службы». Иными словами,
пойманный за руку «нерадивый» чиновник может не только оказаться обязанным поделиться с государством небольшой частью своего «интереса», но и вовсе быть отстранённым от «кормушки». Правда, ненадолго: максимальный срок «дисквалификации» не превысит трёх лет.
Правда, специалисты в этих вопросах считают, что именно эта мера всё же может оказаться наиболее действенной. Действующие санкции в виде административных
штрафов не всегда позволяют обеспечить эффективное соблюдение установленных запретов, признала член комитета по экономической политике и предпринимательству Наталья Ермакова. А введение более жестких санкций в виде дисквалификации позволит снизить распространение коррупционных отношений в соответствующих сферах. По словам Валенчука, «немаловажно, что за административные правонарушения в сфере антимонопольного законодательства недобросовестному чиновнику отныне грозит не только штраф, но и дисквалификация».
Отдельное внимание конкурентным процессам в электроэнергетике уделено, поскольку она является «естественной монополией» и избавлена от конкурентного давления со стороны частного бизнеса, у которого нет возможности, к примеру, построить свои электростанции, считает начальник отдела общего юридического консалтинга АКГ «Интерком-Аудит» Ирина Мельникова. Поэтому, несмотря на реорганизацию РАО ЕЭС, регулирование всей отрасли все равно продолжает осуществляться на уровне государства, «а также в общем контексте сложившихся хозяйственных связей». Ужесточение санкций призвано способствовать увеличению конкуренции и, как следствие, снижению цен на электроэнергию и повышение качества обслуживания, считает она, «что можно рассматривать как проявление заботы чиновников о гражданах на фоне постоянно возрастающих коммунальных платежей».
Возможно, некоторое воздействие на рынок окажет норма о дисквалификации чиновников, в то же время штрафы в размере 1–15% от суммы выручки правонарушителя от реализации товара вряд ли смогут привести к какому-либо значимому эффекту, считает Мельникова. «Таким образом,
от новых мер сложно ожидать иного положительного эффекта, кроме повышения количества штрафов, собираемых антимонопольной службой, и говорить о настоящей конкуренции между компаниями электроэнергетического комплекса в России пока явно преждевременно»,
— делает она неутешительный вывод.
Впрочем, говорить, что в отрасли существуют сейчас проблемы с конкуренцией и законодатели решают какую-то насущную проблему, вообще не стоит, считает аналитик ФК «Уралсиб» Александр Селезнёв. Рынок здесь сейчас работает довольно хорошо. Так, недавнее падение спроса на электроэнергию сопровождалось соответствующим снижением цен, как и положено на высококонкурентном рынке. И случаев какого-то манипулирования ценами не замечено. На рынке есть куда более актуальные задачи, как, например, модернизация системы расчётов за электроэнергию, подчеркнул он.