Неутешительные данные по финансовому положению россиян сообщает Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Реальная заработная плата (с коррекцией на инфляцию) в январе 2009 года упала на 9,1% по сравнению с тем же месяцем в 2008 году. Падение по отношению к декабрю 2009-го еще значительнее — 26,7%. «Если до этого у нас наблюдался рост реальной зарплаты: в первом полугодии 2008 года в условиях быстро развивающейся экономики — на 13–14%, в октябре — на 9,7%, ноябре — на 4,9%, то уже в декабре 2008 года был зафиксирован спад на 4,6%», — напоминает эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков. «Обратите внимание, что это официально начисленная зарплата. По нашим заключениям, падение началось еще с сентября», — отмечает Поляков.
Номинальная начисленная заработная плата работника в январе 2009 года составила в среднем 15,2 тыс. рублей, это на 25% меньше, чем в декабре 2008 года. «Снижение уровня зарплат было ожидаемо, но цифры оказались очень плохими», — признает экономист Альфа-банка Ольга Найденова. Если учесть рост цен на продукты и услуги первой необходимости, то окажется, что доход обесценился еще значительнее.
Несмотря на официальную январскую инфляцию на уровне 2,4%, стоимость потребительской корзины выросла на 4,6% и составила к концу января 7292 рубля в расчете на месяц.
Массовое обеднение, впрочем, пока не означает, что люди начали отказывать себе в необходимом.
«Обороты розничной торговли пока растут, это объясняется тем, что потребительское поведение меняется не очень быстро»,
— говорит Найденова. Если не хватает текущих доходов, спрос обеспечивается накопленными сбережениями. Изменения касаются в основном качества, а не количества потребления. «В части продуктов питания и одежды люди переключатся на продукцию внутреннего производства, — говорит Поляков. — Поменьше будет поездок за рубеж, особенно таких, которые можно заменить на внутренние». Правда, экономист Альфа-банка настроена еще пессимистичнее: «У меня такое ощущение, что вместо заграницы люди начнут ездить на дачи и выращивать там овощи. Да и куда ездить, если еще совсем недавно отдых в Сочи был дороже, чем в Турции», — спрашивает Найденова.
Но переключение спроса на отечественные товары вряд ли сможет серьезно поддержать российское производство, сомневаются эксперты, ведь от товаров длительного пользования люди откажутся скорее. «Вы уже не будете покупать новый мобильный телефон просто потому, что вам не нравится старый, и не будете менять телевизор, пока еще есть работающий», — говорит Найденова. Но, главное, даже если бы внутренний спрос захотел поддержать отечественного производителя, то нужно, чтобы этот производитель был. «Если вы не производили телевизоры, вряд ли вы сможете начать это делать сейчас, потому что нужны инвестиции», — рисует замкнутый круг эксперт.
И сбережения рано или поздно иссякнут. Уже во второй половине года Найденова прогнозирует отрицательные показатели потребления.
Это способно вызвать еще больший спад в экономике, ведь внутреннее потребление в России обеспечивает почти половину ВВП.
В сочетании с дефляцией в промышленности и снижением мирового спроса, которые ставят крест на инвестициях, это делает картину совсем не радостной. «Неоткуда ждать роста», — констатирует Найденова.
«Весь первый квартал пройдет с некоторым сокращением. И позже мы сможем наблюдать в некоторые месяцы падение реальных зарплат на 11–12%», — прогнозирует Поляков. Но в третьем-четвертом квартале ситуация начнет выправляться, надеется он.