Не успело еще отгреметь дело Мэдоффа, как с берегов Нового Света пришло новое сообщение о крупномасштабной афере. Во вторник американский регулятор — Комиссия по торговле ценными бумагами (SEC) — выступил с официальным обвинением в адрес сэра Роберта Аллена Стэнфорда и трех его компаний за «организацию многомиллиардной мошеннической инвестиционной схемы», которая оценивается в $8 млрд.
58-летний Стэнфорд руководил брокерско-дилерской и консалтинговой компанией Stanford Group Company, расположенной в офшоре Антигуа и Барбуда, банком Stanford International Bank (по данным SEC, у банка 30 тысяч человек, а капитал под управлением составляет $7,2 млрд), а также управляющей компанией Stanford Capital Management.
До недавних пор никакого беспокойства бизнес Стэнфорда у регулирующих органов не вызывал. Но в прошлом месяце финансовый аналитик Алекс Далмади заметил, что
некоторые из финансовых схем банка Стэнфорда выглядят слишком хорошо, чтобы быть правдой.
Он опубликовал статью в Венесуэльском экономическом журнале VenEconomía, где попытался разыскать «финансовую утку», то есть организацию, подобную той, которую использовал Мэдофф: компанию с якобы высокими доходами, руководимую маленькой группкой людей, и с настолько хорошей репутацией, что ни один орган не имел бы желания проверить ее на предмет финансового мошенничества. Далмади пришел к выводу, что это — Stanford International Bank.
Если она крякает, как утка, ходит, как утка, и имеет клюв, как у утки, то это и есть утка,
объяснил эксперт.
Если обычно американские банки предлагают 4,5% годового дохода по депозитным сертификатам, то Стэнфорд предлагал 7,5%. Организациями руководил узкий круг доверенных лиц, которые отбирались не по принципу компетентности, а по принципу личной преданности. Так, в инвестиционный комитет Stanford International Bank входили сам миллиардер, его однокурсник Джэймс Дэвис, Лаура Пендергест-Хольт, не имевшая опыта работы в финансовом секторе, пожилой отец Стэнфорда, и его сосед, чей опыт в бизнесе ограничивался производством мяса и продажей автомобилей.
Лишь только спустя месяц после публикации статьи Далмади американский регулятор обвинил Стэнфорда в афере. Согласно иску SEC, поданному в суд Далласа, действуя через сеть агентов, Stanford International Bank продал депозитных сертификатов на сумму примерно в $8 млрд.
Банк предлагал потенциальным инвесторам необоснованно высокую доходность, которую якобы обеспечивает его «уникальная стратегия».
Банк уверял вкладчиков, что их средства инвестируются в ликвидные финансовые инструменты, за состоянием рынка пристально следит команда из более чем 20 аналитиков, а деятельность компании аудируется регуляторами офшора Антигуа и Барбуда. Когда разразился скандал с аферой Мэдоффа, Стэнфорд поспешил успокоить своих клиентов. В месячном отчете для вкладчиков утверждалось, что Stanford International Bank не имеет никаких «прямых или косвенных» инвестиций в структуры, связанные с Мэдоффом. «Я вас могу уверить, наша компания находится в хорошем состоянии… даже несмотря на текущую внешнюю обстановку», — подтверждал Стэнфорд в письме, датированном еще 11 февраля.
«Стэнфорд и близкий круг его родственников и друзей, с которыми он ведет бизнес, совершили крупное мошенничество с использованием ложных обещаний и сфабрикованных данных.
Мы действуем быстро и решительно с тем, чтобы прекратить преступную деятельность и обеспечить сохранность активов для инвесторов», — заявила спустя всего неделю после этого представитель SEC Линда Чатмен Томсен.
После подачи регулятором США документов в суд счета компаний Стэнфорда были заморожены. Ассоциация крикета Англии и Уэльса заявила о прекращении спонсорских отношений со Стэнфордом до окончания расследования. «Я огорчен, поскольку до этого не проводилась проверка компании. Я получил заверения от моего брокера, это их задача осуществлять проверку», — приводит слова одного из инвесторов Stanford International Bank агентство Bloomberg.
У Стэнфорда была хорошая репутация. Он спонсировал многие спортивные мероприятия, особенно те, которые были популярны среди его клиентов: гольф, поло, крикет, теннис, парусный спорт. Мошенник также был хорошо известен как филантроп и благотворитель.
Стэнфорд был первым из граждан США, кто был возведен в ранг рыцарей в Антигуа и Барбуда, стране, входящей в Британское содружество наций. В прошлом году аферист занимал 602-е место среди самых богатых людей на земле,
имел шесть самолетов, которые использовал, чтобы завязать хорошие отношения с политиками. В частности, он спонсировал поездки представителей конгресса США на Карибы.
Впрочем, были в карьере Стэнфорда и провалы. Еще в начале 1980-х годов он довольно успешно начал заниматься операциями на рынке недвижимости. Однако скоро везение покинуло будущего рыцаря. В 1983 году он объявил дефолт, не сумев расплатиться по долгам по ренте. С тех пор он решил заняться финансовым бизнесом.