Рейтинговое агентство Standard & Poor's считает, что мировой экономический кризис ставит под сомнение оправданность объединения четырех крупнейших развивающихся экономик — Бразилии, России, Индии и Китая — в термин БРИК. В одну группу эти государства еще в 2001 году предложил собрать инвестиционный банк Goldman Sachs, поскольку они были сходны по масштабу и перспективам развития своих экономик.
Тенденции «расхождения» между членами БРИК замечались и ранее, но наблюдение S&P позволяет предположить, что
именно дальнейшее развитие глобального кризиса может полностью лишить смысла этот термин. Ведь каждая их этих стран переживает его по-разному.
«Из всех четырех стран БРИК Китай в наибольшей степени способен найти внутренние решения проблем в условиях противостояния кризису, вызванному внешними причинами (в частности, путем фискального стимулирования), — отмечает кредитный аналитик Standard & Poor's Фрэнклин Гилл в отчете-исследовании под названием «Страны БРИК — название и суть». Это стало возможным по ряду причин: дифференцированная и конкурентная экономика, сильные финансовые показатели страны, невысокая подверженность финансовой системы внешним рискам, низкий уровень использования заемных средств в частном секторе и потенциал роста доли потребления в ВВП.
И вообще в 2009 году из всех четырех стран БРИК только экономика Китая будет расти в долларовом выражении, считают в агентстве.
Также в фаворитах у S&P ходит и Индия. Как и Китай, эта страна на протяжении последних лет стабильно демонстрировала очень высокий уровень валовых внутренних инвестиций, и их роль в экономике постоянно росла. Кроме того, среднегодовой объем индийского экспорта в реальном выражении с 2001 года вырос в 3 раза, и страна выигрывает от падения цен на сырьевые товары.
Остальным членам БРИК не так повезло. Бразилия и Россия несут и будут нести убытки из-за снижения цен на энергоносители, металлы и сельскохозяйственную продукцию. Впрочем, экономика Бразилии относительно диверсифицирована, и ее внешнеторговый дисбаланс по-прежнему не слишком значителен, считает Standard & Poor's. А вот
кто теперь, в начале 2009 года, действительно выглядит чужим в списке наиболее перспективных развивающихся экономик мира, так это Россия.
Из-за зависимости от нефтяной отрасли и наследия трехлетнего кредитного бума на внутреннем рынке внешнеторговый дисбаланс России гораздо более явный. К тому же впервые с 1997 года в ней будет наблюдаться дефицит по счету текущих операций, предсказывает агентство. «В результате ухудшения условий торговли, сокращения притока капитала, проблем в банковской системе и невозможности увеличить предложение из-за отсутствия избыточных мощностей Российская Федерация в меньшей степени может использовать внутренние инструменты в противоборстве с внешним кризисом», — добавляет Гилл. В итоге
в 2009 году номинальный ВВП России, пересчитанный в долларах, может снизиться примерно на 20%,
подсчитано в отчете. Единственным светлым пятном являются низкий уровень госдолга и значительные финансовые ресурсы государства, но и они пострадают в ближайшие три года, так как экономический спад экономики приведет к дефициту бюджета, а государству придется принять на себя свои «неявные» долги, то есть внешнюю задолженность формально коммерческих корпораций.
Россия уже понесла вполне реальные и ощутимые потери, не в силах противостоять глобальным кризисным явлениям. Курс рубля относительно доллара за последние полгода снизился на 55%, международные («золотовалютные») резервы на счетах Центробанка похудели на 35%, или на $210 млрд, а, согласно оценке VTB Capital, российский ВВП уже снизился в январе 2009 года, впервые с 1999 года.
Получается, что
прежняя аббревиатура все больше распадается на неудачников БР... и более или менее оптимистичную ...ИК.
Впрочем, некоторые аналитики верят, что и Китаю с Индией придется несладко. «Сейчас, когда мировая экономика вошла в состояние рецессии, а цены на ресурсы резко рухнули, риски инвестиций в Россию резко возросли, — соглашается начальник аналитического отдела ГК «Альпари» Егор Сусин. — Но
это совершенно не значит, что в Китае и Индии ситуация будет многим лучше, так как спрос на товары падает во всем мире и продолжит падать. Конкретно Китаю грозит кризис перепроизводства,
поскольку его промышленные мощности производят слишком много товаров в текущей ситуации».
Пока перспективы Бразилии и России выглядят печальнее, поскольку сырьевые цены быстрее отреагировали на снижение всех макроэкономических параметров. «Ресурсы в основном — это биржевой товар, а на биржах все происходит значительно быстрее и ускоряется благодаря наличию большей ликвидности», — поясняет Сусин. Но зато
падение спроса на товары продлится дольше, чем стагнация сырьевых цен,
предполагает он.
«Говорить об исчезновении данного понятия в контексте нынешнего кризиса преждевременно, — заключает ведущий аналитик ИК БФА Роман Дзугаев. — Все эти страны входят в категорию развивающихся, экспортирующих свою продукцию на развитые рынки. Несмотря на то что предмет экспорта у них различен, общий экономический спад приводит к сокращению его стоимостного и физического объема».
Таким образом, логика объединения этих четырех стран в один термин БРИК остается, но может поменяться его наполнение — из главной надежды мировой экономики они могут превратиться в ее главное разочарование.