5 февраля российский фондовый рынок открылся снижением котировок относительно уровней закрытия предыдущего дня. Через 10 минут после начала торгов долларовый индекс РТС опустился относительно вчерашнего закрытия всего на 0,03% до 514,75 пункта. В то же время рублевый индекс ММВБ упал более заметно — на 0,96% до 629,78 пункта.
Американские фондовые индикаторы понизились в среду, 4 февраля, из-за вышедшей слабой финансовой отчетности ряда компаний, включая такие всемирно известные, как Walt Disney Co. Кроме того, инвесторов посетили опасения, что крупнейшему по объему активов банку США Bank of America может потребоваться дополнительная помощь государства.
«Все компании, связанные с потребительским сектором, попадают под удар,
— передает агентство Bloomberg слова главного инвестиционного директора First Citizens Bank Эрика Тила. — Кроме того, по-прежнему сохраняется высокая неопределенность относительно плана поддержки банков».
В итоге индекс Dow Jones Industrial Average упал к закрытию рынка на 1,51%, Standard & Poor's 500 опустился на 0,75%, значение индекса Nasdaq Composite уменьшилось на 0,08%. Кроме того, сегодня с утра котировки фьючерсов на американские индексы продолжают опускаться, к 8.27 мск их падение составляло 0,4–2,1%.
Кроме того, на российский рынок сегодня начинает давить нехватка рублевой ликвидности в банковском секторе,
которая будет усиливаться стремлением многих игроков продолжить играть на ослабление рубля и скупать валюту, предполагают аналитики.
В то же время есть и факторы, которые способны положительно повлиять на сегодняшнюю динамику российских торгов. Европейские фондовые индексы выступили антиподами американским. Фондовые индикаторы региона выросли по итогам торгов 4 февраля на 1,5–2,9%. Здесь корпоративная отчетность вышла более сильной, чем ожидалось, а инвесторы питали надежду на предпринимаемые правительствами разных стран мира мероприятия для поддержки экономики и подсчитали, что
большинство бумаг сейчас предлагаются все-таки с совсем уж неприличной скидкой.
«На рынке можно найти очень дешевые акции, — привело Bloomberg мнение из представителя Raiffeisen Capital Management в Вене Герберта Перуса. — Многие инвесторы их недооценивают, и это хороший сигнал для восстановления рынка».
Сегодня же утром в «зеленой зоне» находится и большинство азиатских площадок (за исключением Вьетнама). Сводный индекс Азиатско-Тихоокеанского региона MSCI Asia Pacific, учитывающий ситуацию на 14 рынках, поднялся на 0,4%. Здесь инвесторов обнадежил Китай – его правительство одобрило меры стимулирования отраслей, производящих оборудование внутри страны, и либерализации ввоза продукции, которую «действительно необходимо импортировать». Индекс CSI 300, учитывающий котировки на китайских биржах в Шанхае и Шенчжене, повысился на 1,8%. «Ожидания дополнительных мер стимулирования повышают курсы акций, — отмечает управляющий одного из фондов Mitsubishi UFJ Asset Management Co. в Гонконге Мития Томита. —
Все чаще встречается мнение, что китайская экономика восстановится на удивление быстро».
Сегодня же с утра стабилизировались цены на нефть. Цена фьючерсного контракта на нефть марки WTI на март в ходе электронных торгов на Нью-йоркской товарной бирже снизилась лишь на $0,02, до $40,3 за баррель. А стоимость экспортных контрактов на российскую нефть выросла примерно на полдоллара.
Динамика российского рынка последних дней все же дает слабую надежду на некоторое его восстановление. «Система стабилизируется. Финансовый кризис либо заканчивается, либо к нему начинают адаптироваться — в обоих случаях это позитив, — радуется аналитик ИК ITinvest Дмитрий Пушкарев. — Конечно, еще будут локальные падения и атаки на поддержки. Но в целом тенденция на снижение закончена.
Массовый инвестор пока не отошел от шока октябрьского падения, но интерес к рынку возвращается». Но дальнейшая судьба рынка в России, так же как и за рубежом, во многом будет определяться действиями местного правительства.
«Мы ожидаем усиления участия государства в экономике, — рассуждает Пушкарев. — Однако если система денежных отношений и структура экономики будет принципиально сохранена, то это следует рассматривать как позитив в сложившейся ситуации. Не все предприятия, не попавшие под опеку государства, выдержат последствия кризиса самостоятельно».