Прогноз роста ВВП на 2008 год менялся несколько раз. Еще в 2007 году предчувствие продолжения бурного роста цен на нефть позволило повысить планы с 5,7% до 6,7%. Затем официально назывались и 7,1%. Фактически же в первом полугодии темпы были еще выше — 8% по сравнению с тем же периодом 2007 года. И еще по итогам января — сентября темп прироста валового продукта оставался на солидных 7,3%.
Даже в четвертом квартале, когда кризис уже серьезно затронул российское промышленное производство (спад на 6,1%), представители экономических ведомств не ждали по итогам года столь низких показателей. Еще три дня назад глава Минфина Алексей Кудрин и министр экономического развития Эльвира Набиуллина называли цифру 6%.
Результат 2008 года стал самым худшим за последние 6 лет.
В 2002 году ВВП прирос лишь на 4,7%. Но затем, уже в 2003 году, набрал 7,3%, в 2004 году — 7,1%, в 2005 году — 6,4%, в 2006-м — 7,4%, в 2007-м — 8,1%.
Торможение 2008 года стало закономерным следствием кризиса, считают экономисты. «Такой рост ВВП объясняется замедлением в потреблении из-за снижения доходов населения, а также замедлением в инвестициях», — говорит главный экономист Citi по России Элина Рыбакова.
«В четвертом квартале прошлого года откровенно начал проявляться кризис, промышленное производство упало более чем на 10% на фоне сокращения спроса и удорожания кредитов, у предприятий просто отсутствовали оборотные средства»,
— напоминает главный экономист ФК «Открытие» Данила Левченко.
При этом Россия тормозит резче, чем развитые и ведущие развивающиеся страны. В США, где официально зафиксирована рецессия, прирост ВВП в 2008 году составил 1,3% по сравнению с 2,2% годом ранее. Индия, находящаяся среди развивающихся стран, затормозила с 8,5% до 7,9%, Китай — с 11,4% до 9%. «В России ВВП сокращается значительно быстрее. Например, в США рецессия началась еще в декабре 2007 года. Однако реально снижение ВВП произошло только во второй половине 2008 года. Почему у нас так? Просто у нас банковский сектор оказался хуже подготовлен к изменению ситуации. Да и реальный сектор, привыкший брать кредиты, не был готов к тому, что они станут такими дорогими», — объясняет Левченко.
«Российская экономика падает быстрее, поскольку у нас голландская болезнь. Мы сильно зависим от цен на нефть, которые упали более чем в 3,5 раза»,
— напоминает экономист «Ренессанс Капитал» Елена Шарипова.
Мрачные итоги 2008 года могут ухудшить и ожидания от 2009 года. «Прогноз по ВВП на этот год еще десять раз пересмотрят. Падение ВВП на 0,2%, как обещало Минэкономразвития, это жутко оптимистично. У нас статистика показывает, что все падает, сокращается промышленное производство, реальные доходы населения», — отмечает Левченко.
Впрочем, правительство, как писала «Газета.Ru», просчитывает разные варианты — от нулевого прироста ВВП до 10% снижения. Хуже таких оценок уже мало что может быть. «Прогноз на этот год во многом опирается на статистику, которая вышла уже в январе. Это и данные по безработице, по зарплатам и реальным доходам населения. По моим прогнозам, в этом году падение ВВП составит 3%, поскольку мы ожидаем более резкого снижения реальных инвестиций (--10%) и потребления (--4%)», — говорит Рыбакова.
«Новые цифры по ВВП за 2008 год мало повлияют на прогноз 2009 года, — соглашается Шарипова. — Мы считаем, что при сохранении текущих цен на нефть, то есть на уровне $40 за баррель, рост ВВП России будет отрицательным, порядка минус 2%».