Потребительская уверенность в России стремительно падает. В четвертом квартале 2008 года количество людей с пессимистическими ожиданиями на 20% превысило оптимистов, свидетельствуют данные Федеральной службой государственной статистики (Росстат).
Это примерно уровень 2000 года, когда только наступала эра так называемой путинской стабильности.
Большинство российских граждан отмечают ухудшение своего материального положения. В четвертом квартале 2008 года доля лиц, считающих, что уровень их благосостояния упал, составила 33%, тогда как в предыдущем квартале число пессимистов и оптимистов в этом вопросе было равно.
Невысокая оценка сегодняшнего финансового положения портит и виды на будущее. Около четверти опрошенных ожидают ухудшения своего материального уровня, в улучшение верят лишь 9%. В третьем квартале оптимисты были в большинстве.
Ощутив финансовый кризис на толщине собственного кошелька, российские граждане теряют веру и в экономику страны.
Перевес у пессимистов здесь составляет 30% — максимальное значение с начала века. За семь предыдущих лет он никогда не поднимался выше 10%, а в лучшие годы, оплаченные нефтяными деньгами, оптимистов было на 10% больше. Ожидания на следующий год также весьма неутешительные. Негативных изменений ожидают на 19% больше опрошенных, чем позитивных.
Пугает, что больше всего «потребительскую уверенность» потеряла молодежь. Среди людей от 16 до 29 лет, наиболее экономически и социально активной части населения, негативные прогнозы встречаются на 15% чаще, чем положительные. Хотя обычно молодые люди легко смотрят на жизнь, а опасения бывают у более старшего поколения.
«Очевидно, что граждане столкнулись с задержкой или невыплатой зарплат, с ростом безработицы, и это естественным образом оказывает давление. Также девальвация рубля наносит удар по сбережениям, которые россияне делали в основном в национальной валюте, этот фактор также влияет на доходы населения и уверенность в завтрашнем дне», — не удивляется экономист Альфа-банка Ольга Найденова. И это только начало, предупреждают эксперты.
«Показатели дальше будут только ухудшаться»,
— говорит директор департамента стратегического анализа ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев. Скорее всего, жизнь будет становиться все труднее. «В отличие от 2003–2007 годов существенно упадет спрос на работников и на труд. На настроения населения будет влиять возможность найти работу, некоторые инфляционные параметры и общее развитие экономической ситуации», — разъясняет ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков.
Все это еще отрицательно скажется на российской экономике.
«Такие настроения потребителей чреваты падением розничных продаж товаров и услуг, что ударит по многим отраслям экономики. В сложном положении будет уже и так слабый сектор недвижимости, сектор услуг. Это может нанести удар по малому и среднему бизнесу, который в основном и работает в секторе услуг»,
— говорит о неутешительных перспективах начальник аналитического департамента группы компаний «Альпари» Егор Сусин.
Подобного рода проблемы появляются во всем мире. Потребительская уверенность в европейских странах тоже стремительно падает, а в экономически и социально не благополучных государствах достигает критических показателей. В Греции, где недавно проходили массовые социальные волнения, пессимистично настроенных уже на 55% больше, чем оптимистов. Это максимальный показатель во всем Европейском союзе. В Венгрии, которую недавно охватила забастовка железнодорожников, показатель почти догнал греческий.
Не исключено, что Россия может присоединиться к странам с уровнем высокой социальной нестабильности, предупреждают эксперты. «Сейчас риск волнений невелик, но мы уже стали на дорогу, которая ведет к ним. Для этого должны совпасть три фактора. Во-первых, это снижение уровня экономического развития страны, который у нас и так достаточно невелик. Во-вторых, уменьшение уровня индекса потребительских настроений до --50%, в России это может произойти уже в первом квартале 2009 года. И, в-третьих, падение доверия к руководству страны. Но пока оно достаточно высоко», — говорит Николаев. «Некоторый рост социального недовольства, безусловно, возможен. Масштабы будут зависеть от общего развития ситуации в экономики», — соглашается аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.