«Если цена на нефть в 2009–2010 годах в среднем будет составлять $30 за баррель, а глобальный кризис будет углубляться, то
давление на счёт текущих операций и бюджет возрастет до такой степени, что возможно обращение России к международным финансовым организациям за финансированием»,
— заявил 19 декабря главный экономист ВБ по России Желько Богетич. Правда, банк не считает этот сценарий очень реалистичным. «Но мы должны рассматривать самые различные варианты», — пояснил Богетич.
Действительно, у банка есть и другие неприятные сценарии для Росии. Например, согласно одному из них,
даже при среднегодовой цене на нефть на уровне $50 за баррель Россия будет уже переживать двойной дефицит — бюджета и счёта текущих операций (расходы на импорт превысят доходы от экспорта).
Планируется и очень серьёзный дефицит по счёту движения капитала, который из России утекает ускоренными темпами. Как раз в пятницу первый зампред Банка России Алексей Улюкаев сообщил в интервью телеканалу Russia Today, что к концу ноября чистый отток капитала с начала года составил $80 млрд, а по итогам 2008 года может достичь $100 млрд. Оценки Всемирного банка еще хуже.
В январе — ноябре 2008 года из России ушло капитала на $88 млрд, на $100–120 млрд уйдёт по итогам года, прогноз оттока на 2009 год — $100 млрд,
сообщил Богетич.
Все эти дефициты могут быть оплачены только за счёт международных резервов Центробанка, но вряд ли их хватит надолго. Согласно данным департамента внешних и общественных связей Банка России, на 12 декабря 2008 года величина резервов составляла $435,4 млрд, тогда как еще в начале августа их было $598 млрд. При этом надо понимать, что не все эти деньги доступны для этих оплат. Так, часть средств хранится в виде золота, продать которое одномоментно невозможно, часть — в ценных бумагах с определенным сроком погашения. К тому же резервы нельзя опустошать до нуля: если ситуация в экономике ухудшится еще сильнее, они могут понадобиться для экстренных мер.
Впрочем, Богетич успокоил, что основной сценарий ВБ предусматривает среднегодовую цену на нефть на уровне $74–75 за баррель.
Аналитики в целом согласны с оценкой ВБ. «Если возникнет угроза неисполнения бюджета, то будут использованы резервы, — рассуждает старший экономист ФК «Уралсиб» Владимир Тихомиров. — Если же правительство решит их не тратить, то тогда либо придется сократить бюджет, либо увеличить долговую нагрузку».
«Если цены на нефть будут на протяжении нескольких лет оставаться на уровне $30 за баррель, то России в 2010 году придётся занимать деньги на рынке», — оценивает ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев. Впрочем, это не обязательно будут международные финансовые организации.
Возникает вопрос, почему Россия будет вынуждена занимать при ценах на нефть, довольно высоких в историческом разрезе.
В 2004 году, когда цены на нефть марки Brent были чуть выше $30, начал формироваться Стабилизационный фонд, а в 2005 году при ценах $40–60 в нём нашлись средства на погашение внешнего долга России и перечисление в Пенсионный фонд.
Внешний долг страны достигал пика в 1998 году — около $188 млрд, когда нефтяные цены падали ниже $10 за баррель, а отток капитала за год составил $22 млрд. Кроме того, $98 млрд из них сформировались ещё в СССР в конце 80-х, после того как с 1984-го по 1986 год цена на нефть упала более чем вдвое — до $14 за Brent (правда, с учетом курса доллара она была эквивалентна нынешним $25).
«Мы стали тратить гораздо больше, если бы мы тратили так же, как пять лет назад, то никаких проблем у России не было и при $25–30 за баррель», — констатирует Гуриев.
«С середины 2000-х серьёзно увеличились расходы бюджета,
— соглашается Тихомиров. — Прежде всего на социальную систему, инвестпрограммы. Все это привело к тому, что при $30 очень сложно исполнять бюджет». Впрочем, на социальные нужды расходы выросли незначительно, оценивает Гуриев, а больше всего были раздуты затраты на национальную оборону и безопасность, на органы правопорядка.
Впрочем, необходимость новых займов у международных организаций вызывает скорее психологические неудобства на контрасте с недавним резким ростом российского богатства. Но само по себе увеличение долговой нагрузки не есть что-то страшное, успокаивает Тихомиров, тем более что международные финансовые организации обычно ссужают под низкий процент. «На 1 января 2009 года долг составит лишь 3,5% от ВВП. Это крайне мало. Мы можем позволить себе увеличить долговую нагрузку до 15–20% от ВВП, не опасаясь снижения рейтингов страны, — объясняет экономист. —
Деньги же от увеличения внешнего госдолга на 12–17 пунктов могут финансировать бюджет России 3–4 года, если не больше».