Центробанк разошлет уполномоченных представителей в банки, получившие государственные деньги. Такое право ему дает законопроект «О внесении изменений в ст. 76 ФЗ «О Центральном банке». Документ планируется рассмотреть в первом чтении на пленарном заседании Госдумы в ближайшую среду, а в понедельник его обсудили члены комитета Госдумы по финансовому рынку.
«Не все средства, которые в соответствии с законодательством поступают в банки для поддержания ликвидности и экономики в целом, доходят своевременно и по назначению. Мы видим трудности с кредитованием банками компаний, из регионов говорят, что деньги не доходят. Ряд банков приобретает на них валюту», — объяснил глава комитета по финансовому рынку Владислав Резник необходимость дополнительного контроля.
Поэтому к приему гостей следует подготовиться в первую очередь банкам, заключившим с ЦБ соглашения для получения кредита или уже получившим деньги от него, банкам, в которых размещены средства бюджета, а также тем, кто взял во Внешэкономбанке субординированный кредит или заем в иностранной валюте. Впрочем, депутаты считают, что это слишком широкий список. «Ко второму чтению (запланировано на пятницу, 19 декабря. – «Газета.Ru») имеет смысл сократить основания для направления проверки. На мой взгляд, не стоит посылать представителей в банк, получивший кредит меньше чем на 6 месяцев», — сказал Резник.
Уполномоченный представитель ЦБ сможет участвовать (без права голоса) в заседаниях органов управления, а также запрашивать документы и информацию о деятельности банка. Как выяснилось в ходе дискуссии, комиссарами планируется назначать сотрудников надзорного департамента ЦБ, но по согласованию сторон ими могут стать и представители профильных министерств (Минфин, Минэкономразвития) и даже депутаты.
Банк будет обязан сообщать также о ряде сделок: о переводе денежных средств в иностранные банки, об исполнении обязательств, о передаче в аренду или залог недвижимого имущества банка, о распоряжении другим имуществом, если сумма этих операций превышает 1% активов банка.
Эта доля взята из международной практики, уточнил представитель Центробанка, как правило, она соответствует 5% капитала.
Впрочем, не все депутаты согласились даже с тем, что этот закон необходим. «Законопроект декоративный. У Центробанка масса возможностей и так проверить все что возможно. 80% средств все равно приходится на три банка: ВЭБ, Сбербанк, Внешторгбанк», — заметил коммунист Алексей Багаряков. По подсчетам Центробанка, на данный момент представители могут быть разосланы в 150 банков. Однако
если поправки ко второму чтению, предложенные Резником, будут приняты, таких банков останется всего 10, пояснил представитель ЦБ. Таким образом, ЦБ признал, что «длинные деньги», направляемые государством на помощь экономике, оказались сосредоточены в узком кругу банков.
И, видимо, власти не предполагают эту ситуацию изменять. «Судя по тому, как формулируется этот законопроект, правительство и ЦБ исключают, что банки, имеющие доступ к государственным деньгам, должны выдавать эти средства на межбанковский рынок, а предусматривают прямое кредитование экономики, — подчеркивает первый исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев. — Мы считаем это не лучшим решением. Нужно, чтобы банки вместе с деньгами брали на себя и обязанности. Например, часть средств предоставлять другим банкам. И государственный контроль нужен за всей цепочкой: за банками второго и третьего уровня, а также за предприятиями».
Представители же крупных банков считают оправданной такую концентрацию средств. «Это часть стимулирования консолидации банковской системы. Не секрет, что сокращение числа банков облегчит задачи ЦБ. В целом это здоровый процесс. Средние и мелкие банки, привлекающие средства на депозиты под 18% годовых, не могут обеспечить кредитование под адекватный процент. Чаще всего они задействованы в финансовых или других операциях, не обязательно незаконных, но рискованных», — говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. А увеличение количества дотируемых банков, по ее мнению, все равно не улучшит ситуацию с подпиткой деньгами экономики из-за огромного недоверия и бегства из рублей.
«Менеджеры крупных банков часто тоже не имеют перед собой высоких целей. Но с административной точки зрения их проще контролировать»,
— отмечает аналитик ИК «Церих кэпитал менеджмент» Олег Душин. Что же касается предприятий, то им, по его мнению, следует выходить из ситуации окружным путем. «Нужно, чтобы предприятия обращались за поддержкой к местной администрации, а та поднимала вопрос на более высокий уровень и ходатайствовала о получении кредита в ВЭБе», — считает он. Таким образом, и госсредства не уйдут в валюту, и экономика не будет сидеть без кредитов.