«Мы не используем кризис для укрепления и качественного развития российской экономики. Напротив, за счет мер господдержки «законсервируем» неэффективные, неконкурентоспособные производства», — заявил премьер-министр Владимир Путин накануне, открывая заседание Совета по конкурентоспособности и предпринимательству.
Исправить это правительство собирается за счет повышения конкуренции в России. «Предполагается серьезно активизировать борьбу с картелями, а также
повысить ответственность представителей госорганов и хозяйствующих субъектов за нарушение правил конкуренции, предусмотреть даже уголовное наказание за подобные нарушения»,
— рассказал Путин, уточнив, что в 2007 году было выявлено 2970 актов органов государственной власти и местного самоуправления, неправомерно ограничивающих конкуренцию. Особенно пристальное внимание обещали уделить 17 секторам, персонально Путин перечислил «ценообразование на авиационное топливо, условия подключения к электрическим сетям, рынок коксующегося угля, нефтепродуктов, сферу ЖКХ».
Но того, что годилось в обычной ситуации, во время кризиса недостаточно. Поэтому бизнес попросил у Путина еще ряд послаблений. В первую очередь, о чем давно говорит банковское сообщество, снизить ставку рефинансирования. Во всем мире, отметил принимавший участие во встрече глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин, борясь с кризисом, финансовые власти повышают доступность кредитных ресурсов, снижая ставку рефинансирования. «У нас ситуация несколько иная — ставка рефинансирования ориентируется на инфляцию», — посетовал он на брифинге после заседания. По его словам, премьер-министр с этим согласился и поручил правительству проработать возможность корректировки принципов изменения ставки рефинансирования ЦБ.
Самые кардинальные послабления могут получить малый и средний бизнес. Глава общественной организации «Деловая Россия» Борис Титов попросил дать небольшим предприятиям обрабатывающей промышленности «налоговый кредит». «Нам сегодня лучше не отдавать деньги государству в виде налогов.
Мы попросили, чтобы нам предоставили налоговый кредит за третий-четвертый квартал этого года. Мы готовы расплатиться в течение двух лет», — предложил Титов, уточнив, что речь идет о налоге на прибыль и НДС.
При этом бизнес готов не только платить за этот «кредит» проценты, равные ставке рефинансирования, но и взять на себя ряд социальных обязательств. «Для того, чтобы это было еще и мерой стабилизации социальной обстановки в стране, мы взяли на себя обязательства: те компании, которые возьмут этот налоговый кредит, обязуются не понижать свой фонд оплаты труда до возврата кредита, держать его на уровне сентября 2008 года», — сказал Титов.
Председатель правительства, по словам Титова, отнесся к этой идее позитивно и поручил подготовить конкретные предложения. Что не удивительно, ведь Путин сам в начале заседания назвал стимулирование малого и среднего предпринимательства «важнейшей экономической и социальной задачей», «учитывая роль этого сектора экономики в создании новых рабочих мест».
«Данный шаг, конечно, полезен сегодня. Он может помочь малым предприятиям более стабильно пережить финансовый кризис, — говорят эксперты компании «Объединенные налоговые консультанты» (ОНК). — Особенно тем малым предприятиям, у которых есть проблемы с операционными финансами, ведь «кредит» позволит высвободить некоторые средства». С другой стороны, важность решения снижается, если вспомнить, что многие «малыши» таких налогов, как НДС и налог на прибыль, вообще не платят, им все это заменяет единый налог на вмененный доход (ЕНВД). «Действительно, малый бизнес, как правило, применяет либо систему налогообложения в виде ЕНВД, либо упрощенную систему налогообложения. Как известно,
применение указанных специальных налоговых режимов не предусматривает уплаты НДС и налога на прибыль, поэтому для малых предприятий польза будет минимальной»,
— напоминает ведущий консультант ООО «ФинЭкспертиза» Елена Корнетова. «Шаг нельзя назвать радикальным, поскольку малые предприятия в большинстве регионов используют ЕНВД. Но, с другой стороны, в Москве этот налог не используется», — отмечают в ОНК. И уж тем более предприятия среднего бизнеса должны оценить инициативу по достоинству. «Думается, что предприниматели одобрят предложение «Деловой России», — говорит Корнетова.