Все больше наших соотечественников теряют работу. 22% предприятий уже уволили часть своих сотрудников, выяснили эксперты портала SuperJob.ru в ходе опроса более 3000 представителей компаний во всех секторах экономики. Еще в середине октября таких фирм было лишь 10%.
На 2% — до 12% — за месяц выросло также число предприятий, где ожидаются сокращения. Таким образом, общее число компаний, затронутых волной увольнений, может в ближайшем будущем приблизиться к одной трети. Только 60% фирм пока не планируют выбрасывать сотрудников на рынок труда.
Сами граждане готовятся к худшему. Если в октябре лишь 34% трудящихся ожидали сокращений, то теперь их уже насчитывается 61%, выяснил Левада-центр в ходе опроса, проведенного 14–17 ноября. Причем большинство из респондентов основывают этот вывод на своем печальном опыте. За последний месяц также вдвое выросло число людей, жалующихся на задержки и уменьшение зарплаты — до 21% и 17% соответственно.
«Перемены на рынке труда действительно происходят, — говорит гендиректор Vector Market Research Дмитрий Чумаков. – Если раньше он был рынком соискателя, то теперь снова стал рынком работодателя. Сейчас для компаний настало время дешево купить высококвалифицированных специалистов».
Многие предприятия спешат принять на работу сотрудников, сокращенных другими компаниями. «Среди них и строительно-проектировочные фирмы, и производственно-торговые, и рекламно-полиграфические, и другие. Видимо, наступающий кризис не застал врасплох эти компании. Работодатели заявляют, что на волне кризиса намерены укомплектовать свои штаты квалифицированным персоналом, который сейчас высвобождается на рынке труда», — говорит ведущий аналитик исследовательского центра портала SuperJob.ru Валерия Чернецова. Причем сейчас ощущается особый спрос на рабочие профессии, подчеркивает она.
Но плохие времена закончатся, а потому работодателям стоит подумать, надо ли ради экономии спешно сокращать персонал. «Для поиска ценных сотрудников раньше компании платили хедхантерам 20–35% своего годового дохода, что в совокупности с затрачиваемым на их поиск временем становится значительной инвестицией», — напоминает Чумаков. А потому в момент кризиса, по его мнению, более правильным решением для компаний было бы сокращение других издержек: «Это в будущем позволит быстрее среагировать на очередное изменение ситуации на рынке, не платить дважды за идентичные услуги рекрутинговых компаний, сократить время на «погружение» новых сотрудников в специфику компании и направить усилия и средства на эффективный рост».