Российские банки должны будут увеличить свои уставные капиталы до 90 млн рублей до 1 января 2010 года и до 180 млн рублей до 1 января 2012 года. В противном случае они должны подать прошение «об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации». Это предлагают поправки в закон «О банках и банковской деятельности», которые во вторник комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал к принятию.
Центробанк, Федеральная служба по финансовым рынкам, Минфин и Минэкономразвития приняли участие в обсуждении проекта и поддержали его. По их общему мнению, это повысит капитализацию отечественной банковской системы. «Это компромиссное решение, от некоторых представителей сообщества мы слышали пожелания сделать уставный капитал в 20–30 раз выше и сроки в три раза короче», — сказал на заседании комитета глава департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций ЦБ Михаил Сухов. «Даже к залу игровых автоматов предъявляются требования иметь уставный капитал не менее 600 млн рублей — в пять раз больше, чем для банков. Мне кажется, наша банковская система заслуживает большего уважения», — заявил руководитель департамента финансовой политики Министерства финансов Алексей Саватюгин.
По мнению властей, все это обойдется малой кровью. Хотя на 1 июля 2008 года из 1080 банков 329 (30,5% от общего количества) имели капитал менее 180 млн рублей, из них у 41 банка было близкое к необходимому количество собственных средств — от 150 до 180 млн рублей. «Возможное прекращение деятельности банков с капиталом ниже предлагаемого порогового значения не создаст негативных предпосылок для отечественной банковской системы», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Однако ряд депутатов посчитали, что авторы недооценили негативные последствия принятия такого документа в разгар глобального кризиса.
«Сейчас, когда есть кредитный голод, принимать такое решение неверно. Есть более 10 субъектов федерации, где нет банков с уставным капиталом более 90 млн рублей. Фактически в них не останется региональных банков. А они в основном кредитуют малый бизнес»,
— напомнил «эсер» Анатолий Аксаков. «На них приходится 0,7% всех активов, это примерно 200 млрд рублей. Кредиты малый бизнес берет в среднем по 200 тыс. рублей. То есть миллион малых предприятий не получат кредиты», — подсчитал он. «Надо было найти время! Кризис продлится еще как минимум год, и за это время ни у кого не будет денег, чтобы направить на увеличение капитала банка. Коллеги, о чем мы думаем?» — возмутился депутат-единоросс Павел Медведев. «Практика в мире показала, что высокая капитализация никого не спасает, — заметил член ЛДПР Аркадий Свистунов.
К тому же именно мелкие банки в ситуации кризиса ликвидности показали себя с лучшей стороны. «Самая большая проблема — это когда государство говорит работающему бизнесу: все, вы не будете работать — по формальным признакам: не потому, что вы плохо работаете или убыточны, а потому, что мы так решили», — сокрушался Свистунов. «Мы 15 лет думаем, что малые банки не устойчивы и должны вымереть. Но они никак не вымирают. Вот наступил кризис, большие банки получили деньги от правительства и Центробанка, а малые не получили ни копейки и все равно выжили.
Но ведь нельзя больных держать на этом свете, надо стукнуть их по голове, чтобы они отправились на тот свет счастливыми»,
— иронизировал Павел Медведев. Он предложил подождать еще пять лет и, если малые банки и тогда выживут, принять законопроект. «Минфин упомянул казино, которые у нас скоро выселят в четыре зоны. Ну так давайте сразу примем (закон о том, что останутся — прим. «Газеты.Ru») четыре банка», — поддержал коммунист Алексей Багаряков.
Но главное, что сейчас любая шумиха вокруг кредитных организаций может переполошить и без того напуганных кризисом ликвидности вкладчиков.
«Будут ли вкладчики разбираться, хватает ли у их банка уставного капитала? — спросил Аксаков. — Нет. Мы просто подталкиваем их к тому, чтобы они перевели деньги в крупные банки. Мы в огонь бросаем не только спички, но и горючее!» Паники среди населения опасается и депутат Медведев. «В 2004 году банковский кризис начался с того, что одновременно решили взять свои деньги вкладчики банка, даже имени которого я, признаюсь, не знал. Теперь мы хотим, чтобы было 300 таких банков?» — убеждал он. Однако предупреждения не были услышаны: 9 человек высказались за, 5 против, 1 воздержался. Слово за пленарным заседанием Госдумы.