Несмотря на то, что понедельник для российских фондовых рынков складывался очень удачно, закрылись они лишь небольшой прибавкой. Индекс РТС, где торги заканчиваются пораньше, завершил день на отметке 812,58 пункта (плюс 6,83%). Индекс ММВБ имел больше времени для снижения и сократил свой рост с 9% до 2,14%, остановившись на 741,51 пункта.
Виновником смены настроения стало международное рейтинговое агентство Fitch, снабдившее рынок неприятными сообщениями. Сначала оно понизило прогноз по суверенному рейтингу для всей Российской Федерации со стабильного на негативный.
«Рейтинг был пересмотрен из-за оттока капитала, системной слабости банковской системы и высокой инфляции»,
— отмечается в сообщении агентства. Впрочем, эта новость вызвала лишь «небольшую просадку на отечественном рынке», говорит аналитик ГК «Алор» Наталья Лесина. Ведь Fitch не первым подметило возросшие российские риски. Частично этот негатив был уже отыгран после недавнего понижения прогноза России агентством S&P, напоминает аналитик инвестиционной группы «Универ» Ксения Поляк.
Но на этом плохие новости не закончились. Прогноз ряда рейтингов Москвы также переведен на «негативный» со «стабильного». Понижение прогнозов затронуло также компании: ОАО РЖД, ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», «РусГидро», «Роснефть».
Со «стабильного» на «негативный» понижены прогнозы у 12 банков. В их числе ВТБ, ВТБ-24, «ВТБ Северо-Запад», Сбербанк, Банк Москвы, Юникредит банк, Абсолют банк и даже Внешэкономбанк и Россельхозбанк.
В итоге акции Сбербанка, подросшие внутри дня на 12%, на ММВБ поднялись по итогам торгов только на 6,5%, «Роснефть» тоже пока в плюсе — 4,3%. А вот акции ВТБ уже в минусе на 1,26%.
«Последовавшая за суверенным рейтингом череда понижений прогнозов для банков и компаний вызвала волну негатива на российском рынке акций и усилила распродажи под занавес торгов»,
— отмечает Поляк. «Снижение прогноза Fitch — знак того, что государство действует нерыночными методами», — объясняет начальник управления корпоративного финансирования и финансовых институтов Евразийского банка развития Дмитрий Красильников.
С другой стороны, власти вынуждены были пойти на это. «Ставка сейчас слишком велика. Нельзя допустить, чтобы кризисные явления, которым оказался подвержен финансовый рынок, распространялись бы дальше — на реальный сектор.
Не сомневаюсь, что Минфин РФ ожидал подобной реакции, но из двух зол там предпочли значительно меньшее»,
— говорит Красильников. Он надеется, что в среднесрочной перспективе эффект от действий правительства превзойдет последствия от снижения рейтинга.