Осенью 2008 года граждане России стали забирать свои деньги из банков. В сентябре отток вкладов населения составил 1,5%. В октябре эта цифра ещё увеличится.
Таким образом, осенью произошел резкий перелом настроений граждан: прежде общая величина депозитов населения, размещённых в банковской системе, плавно росла. По данным Центробанка, весной и летом 2008 года каждый месяц на счетах банков депозиты физических лиц увеличивались на 2–3%. И
по итогам первого полугодия 2008 года банки набрали 5,771 трлн руб. вкладов, или на 11,9% больше, чем было на начало года (5,159 трлн).
Не в последнюю очередь это было вызвано ростом среднего уровня ставок по депозитам. Резкий скачок этого показателя произошёл летом — в то время как в мае он равнялся 7,4% по краткосрочным депозитам без учёта Сбербанка, то в июне он равнялся уже 8,2% и с тех пор держался на этом уровне.
Осенняя смена тенденции неудивительна. Граждане опасаются резкого обесценения рубля и массового банкротства финансовых учреждений. «Неискушенные в финансовых вопросах вкладчики воспринимают любую негативную информацию из прессы как сигнал тревоги», — сокрушается директор департамента маркетинга розничного бизнеса Номос-банка Анна Панкратова.
Те же, кто всё же не отказывался от депозитов, стали склоняться к валютным вкладам. Это вызвано непрекращающимися слухами о девальвации рубля.
Нынешние сложности в финансовой системе напомнили населению кризис 1998 года, когда в течение считанных дней рубль подешевел относительно доллара в 4 раза. «Люди начали переводить свои депозиты из рублей в валюту.
На 1 сентября доля валютных депозитов составляла 18%. К 1 октября увеличилась до 19,5%. В октябре этот процесс ускорился», — сообщил президент, председатель правления банка ВТБ24 Михаил Задорнов на конференции UBS в четверг. По его подсчётам, нижняя точка доли валютных вкладов была зафиксирована на уровне 14% в марте--мае 2008 года. «Следовательно, она увеличилась уже на 6 процентных пунктов. Идет процесс валютизации активов населения и предприятий», — отметил Задорнов.
Паника не обоснована, не устают повторять власти и банкиры. Правительство и ЦБ не жалеют денег на подпитку деньгами банковской системы. До 700 тысяч рублей повышена сумма государственных гарантий по депозитам. Власти воздействуют на несознательных граждан даже собственным примером. Так, премьер-министр России Владимир Путин 30 октября заявил журналистом, что хранит свои сбережения в рублях в Сбербанке и ВТБ и не планирует «ничего с этими средствами не производить».
Даже при самом неблагоприятном развитии событий гражданам бояться нечего, настаивают эксперты. «При любом кризисе страдает порядка полутора десятков банков, — говорит директор Центра экономических исследований «Интерфакс» Михаил Матовников. – Вкладчики оставшейся тысячи банков, скорее всего, не должны почувствовать на себе никаких негативных моментов». При этом резкие движения по снятию вкладов приводят к тому, что вкладчик как минимум теряет свои проценты, добавляет он. К тому же кроме как на депозитах в нынешних условиях простому населению уберечь деньги хотя бы от инфляции особо и негде. «Уже сейчас многие люди, которые сняли средства с депозитов, задаются вопросом, куда их теперь инвестировать, — говорит Панкратова. — Набор инструментов для массового потребителя не очень широк».
Точно так же
ничего, кроме издержек, обычным людям не приносит и бегство от рубля.
«Люди слышат о проблемах на мировых финансовых рынках, видят, как меняется курс доллара в обменных пунктах, и торопятся переводить средства в американскую валюту», — отмечает Панкратова. Но ситуация может измениться и американская валюта снова будет дешеветь, рассуждает она. Подтверждение этой логики — резкий обвал доллара в последние три дня, когда он после нескольких недель роста подешевел сразу на 81 копейку, или на 3%.
При этом ставки по долларовым депозитам ниже, а ажиотаж в обменниках лишь приводит к потерям на комиссии и сильному увеличению курса. А ожидать таких же последствий для рубля, что и в 1998 году, не стоит. Власти уверяют, что девальвации рубля не будет, и у Центробанка достаточно сил, чтобы удержать рубль на нынешнем уровне относительно корзины валют.
Но эти доводы действуют не на всех.
Население слишком хорошо помнит о «сгоревших» советских вкладах, «павловской» и «гайдаровской» реформах, девальвации 1998 года и банковском мини-кризисе 2004 года и автоматически достаёт из памяти установку, действовавшую все «смутные» 90-е: «лучшие деньги — стопка долларов под матрацем».
К тому же новые времена тоже показали, что словам властей и банков о стабильности не стоит безоговорочно доверять.
Многие «обожглись», впопыхах набрав кредитов и обнаружив, насколько это на самом деле «выгодно». А кто-то за несколько месяцев успел потерять не одну сотню тысяч рублей на фондовом рынке, поддавшись рекламе «народных IPO» и паевых фондов.