Финансовый кризис глубоко затронул экономики всех государств СНГ, признали участники начавшейся в пятницу в Баку международной банковской конференции государств СНГ «Финансовые рынки стран СНГ: развитие и интеграции». На конференцию собрались представители более 70 ведущих банков стран Содружества, в том числе председатель правления Международного банка Азербайджанской Республики Джахангир Гаджиев, председатель правления Народного банка Казахстана Григорий Марченко, вице-президент Национального банка Республики Молдавия Марин Молошаг, председатель правления Сберегательного банка Украины Анатолий Гулей. Разразившийся сегодня кризис показал, что существуют системные сбои в сложившейся финансовой архитектуре, констатировал представитель России, президент ВТБ Андрей Костин.
Экономика стран содружества оказалась слишком сильно зависима от внешних заимствований.
«Первым был Казахстан, где объем внешних займов превышает 50%, а также сложная ситуация на Украине, там тоже объем внешних привлечений более 50% составляет», — сказал председатель координационного совета финансово-банковского Совета СНГ (ФБС СНГ) Анатолий Казаков. В странах с развитой экономикой всегда много спекулятивного капитала, и на Украине мы имели около $3 млрд достаточно горячих денег, рассказал Гулей. Буквально в течение сентября эти деньги покинули Украину, пожаловался он. В результате кризиса $7 млрд долларов были выведены из Казахстана, поделился Марченко. У правительства Азербайджана вызывает беспокойство ситуация с выводом капитала, признался и Гаджиев.
Чтобы избавиться от пагубной зависимости, необходимо развивать внутренние связи, решили делегаты. «Азербайджан исторически был огородом России, — напомнил председатель правления Россельхозбанка Юрий Трушин. — И все раньше овощи мы поставляли отсюда». «Действительно, если есть возможность завозить, например, фрукты из Азербайджана, а не из Израиля, почему это не делать?» — поддержал его экс-глава ЦБ Виктор Геращенко.
Но в первую очередь речь, конечно, шла о финансовой интеграции. «Странам СНГ необходимо объединить усилия по созданию финансово-банковского рынка стран Содружества, чтобы уйти от негативного воздействия подобных кризисов», — предложил Казаков.
Начать стоило бы с валюты.
«Сегодня в основном расчеты производятся в долларах США и в евро, тогда как на российские рубли приходится всего 10-15% расчетов на пространстве СНГ, объем внешнеторговых операций на котором составляет $200 млрд», — сообщил глава ФБС СНГ.
«В настоящее время в мире формируются закрытые финансовые системы, например ЕС, который создает собственную платежную систему. В этой связи перед странами СНГ стоит жесткий выбор: либо работать придатком других систем и ощущать на себе последствия проблем в них, что мы наблюдаем сегодня, либо создавать собственную платежную систему», — считает гендиректор Финансово-банковского совета СНГ Павел Нефидов. Ядром единой платежной системы в рамках СНГ, по его словам, могли бы выступать Азербайджан, Россия, Казахстан, Украина и Белоруссия, то есть те страны, в которых имеется хорошо развитая банковская система.
«Очевидно, что степень зависимости мировой финансовой системы от одного игрока — США — и доминирования одной валюты (доллара США — прим. ред.), больше не будет такой сильной, как раньше», — убежден Костин.
Впрочем, участники конференции не отрицают, что создание единой валюты натолкнется на множество препятствий.
Странам будет сложно прийти к пониманию по вопросу о введении единой валюты, опасается Геращенко.
К тому же объемы финансовых рынков во всех странах разные. Кроме того, в Таджикистане, напомнил Геращенко, уровень жизни намного ниже, чем в Азербайджане или России. «ЕС 50 с лишнем лет строили, мы же только 16, это очень маленький отрезок времени, мы только в начале пути», — обнадежил участников конференции Казаков.