Депутаты выдали Центробанку дополнительный мандат на борьбу с кризисом. На дополнительном пленарном заседании Госдумы в четверг они одобрили два соответствующих законопроекта.
Первый законопроект был принят во втором и третьем чтении. Он дает Банку России право покупать и продавать ценные бумаги, в том числе акции компаний на открытом рынке, что превращает регулятор в крупнейшего игрока. Об этой инициативе подробно писала «Газета.Ru».
Второй закон прошел сразу три чтения. Он позволяет запускать процедуру оздоровления банков или, как сказано в тексте «предупреждения банкротства», и фактически воплощает идею, озвученную за два дня до этого премьер-министром Владимиром Путиным. Формально новой функцией наделяется Агентство по страхованию вкладов (АСВ) — оно сможет финансово поддержать покупателя проблемного банка или само купить банк, на эти цели ему выделяется 200 млрд рублей. Но сделать это АСВ сможет только по предложению ЦБ и под его контролем. При этом Центробанк сможет дополнительно финансировать «спасение» угодных ему банков: АСВ будет получать на это у него средства без залогов и сроком до пяти лет.
Критерии, по которым ЦБ может признать банк нуждающимся в его помощи, весьма размыты:
наличие «признаков неустойчивого финансового положения банков, выявление ситуаций, угрожающих стабильности банковской системы и законным интересам вкладчиков и кредиторов банков».
Владельцы банков, которые не захотят подвергнуться оздоровлению, ничего не смогут противопоставить ЦБ.
«Решение Банка России и АСВ может быть обжаловано в суде, но суд не может принять обеспечительные меры до решения по существу», — пояснил директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил Сухов. В других условиях, признал он, правильнее было бы прописать роль судебной системы с учетом новых функций АСВ и ЦБ, «но сейчас на это нет времени».
«Я мечтал о таком законе 15 лет, — поделился радостью депутат-единоросс Павел Медведев, говоря о втором проекте. — У АСВ появляется возможность решать, что выгоднее: допустить банкротство банка и за него заплатить физлицам и при этом иметь серьезную неприятность от того, что юрлицам заплатят нескоро, или поддержать банк и не дать ему обанкротиться». По его словам, любое спасение банка — благо. «Благодаря этому закону ни один банк во время кризиса обанкрочен не будет», — пообещал председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству, единоросс Евгений Федоров.
В условиях кризиса и не стоит давать банкам возможность поспорить с ЦБ, считают эксперты. «Нездоровые банки, если их выявить в ранней критической стадии, принесут системе меньше вреда, чем если позволить им дойти до полной несостоятельности»,
— объясняет начальник отдела рыночной аналитики ФК «Открытие» Валерий Пивень. «Любая мера по стабилизации финансового сейчас выглядит адекватной, — соглашается начальник департамента международных отношений и межбанковского бизнеса Русского Банка Развития Юрий Амвросиев. —
Главное, чтобы меры, предлагаемые Банком России и другими регулирующими органами, не превратились в инструменты недобросовестной конкуренции».
Именно этого и боятся и многие депутаты. «Мы даем Центральному банку уникальные возможности — ни в одной стране такого нет. И тем самым фактически подрываем фондовый рынок», — возмущался по поводу первого законопроекта коммунист Борис Кашин. КПРФ предложила ограничить Банк России только продажей акций, которые лежат у него ненужным грузом, как отчужденные у нерасплатившихся должников. Но сторонники законопроекта пристыдили оппонентов за столь некрасивые подозрения. «ЦБ не будет играть на фондовом рынке. Это же очевидно», — убедительно возразил Резник.
Но больше всего депутатов встревожила возможная коррупционная составляющая «оздоровления» банков. «В каждой статье законопроекта стоит слово «в праве», — обратил внимание лидер фракции ЛДПР Владимир Жириновский. —
Если позвонят, придут, дадут конвертик, то ничего не будет».
Очевидно, что здесь возможна неконтролируемая игра с методикой оценки собственных средств банка, большой простор для злоупотреблений и коррупции, заметил Кашин: «Речь идет о законопроекте, содержащем механизм «поддержки» банков для последующего передела собственности».
К тому же объем средств, которые ЦБ и бюджет вправе задействовать для спасения банков, в законе никак не ограничен. Не указано и сколько денег АСВ и ЦБ вправе потратить на поддержку одного банка. «В законе говорится о защите кредиторов банка, но ничего не говорится о защите интересов российских граждан-налогоплательщиков, которые вынуждены расплачиваться за чужие ошибки», — подытожил Кашин.