21 октября президент Франции Никола Саркози призвал Европарламент потратить ещё 1,8 трлн евро, или почти $2,4 трлн, «на борьбу с кризисом», почти удвоив предполагаемые ранее совокупные расходы в Евросоюзе на эти цели.
По идее Саркози, деньги должны пойти непосредственно европейским банкам для того, чтобы они наконец восстановили свою кредитную деятельность и тем самым возобновили нормальное финансирование реального сектора.
Но за свои деньги государства должны получить и больший контроль над финансовыми рынками, дал понять Саркози. Пора менять всю мировую финансовую архитектуру, заявил он. По его мысли,
не отказываясь от рыночного принципа функционирования финансовой системы, необходимо ужесточить контроль над банками,
с тем чтобы они «не выходили за соответствующие рамки, чтобы правила отчетности банков позволяли нам чётко контролировать финансовую и экономическую системы».
Последнее условие понятно: Европа, как и США, вливает все больше средств в финансовую систему, но явного положительного эффекта от этой деятельности не видно. Только Франция выделила более $0,5 трлн на гарантии межбанковского кредитования и увеличение капиталов банков. А
в масштабах всего Евросоюза планируемые затраты на госгарантии по межбанковским кредитам и выкуп отдельных «проблемных» активов уже превысили $2,5 трлн.
Но, если наполеоновские планы французского президента будут восприняты серьёзно, Европа значительно переплюнет по расходованию «антикризисных денег» даже Америку. «План Полсона», одобренный сенатом, предусматривает выделение лишь $0,7 трлн для поддержки финансового сектора и выкуп «токсичных» активов. Впрочем, эта цифра вряд ли будет окончательной. Многие экономисты считают, что
Америке понадобится до $2 трлн вливаний,,
говорит ведущий экономист ИК «Ренессанс Капитал» Елена Шарипова.
Если сделать скидку на масштабы экономики, от экономически развитых стран по щедрости в этом вопросе не отстаёт и Россия. К этому моменту на борьбу с кризисом государство собирается только впрямую потратить уже более $0,2 трлн, что составляет две трети всех расходов госбюджета, планировавшихся в этом году.
В эту сумму входит кредитование банков, размещение госсредств на депозитах в них, вхождение в их капитал государством, выкуп долговых обязательств.
Впрочем, попытки государств решить проблему финансистов с помощью предоставления им дополнительной ликвидности всё больше критикуются независимыми аналитиками. Прежде всего, уж очень поражает размах расходования госсредств. «Если правительствам еврозоны удастся как-то остановить паническое недоверие банков друг к другу, населения к банкам, то тогда вливания — правильная мера, — рассуждает Шарипова. — Но
если это будет продолжаться до бесконечности, то доверия это не внесёт, а только увеличит инфляцию».
Пока банки сами не решат, что конъюнктура изменилась, они кредитование не возобновят, сколько бы денег в них ни вливали. «Вливание денег может не помочь. Есть риск того, что образуется нечто вроде ловушки ликвидности, — предупреждает главный экономист ФК «Открытие» Данила Левченко. —
Деньги останутся в банке и не будут проходить ниже». А полученные от государства деньги банкиры, не будь дураки, предпочтут использовать для поглощения своих бедствующих конкурентов.
Именно с этим уже столкнулась Америка. Двумстам пятидесяти млрд долларов из намеченных $0,7 трлн, которые государство отдает наиболее устойчивым банкам на кредитование экономики, они нашли лучшее применение. Как пишет газета The Wall Street Journal, некоторые банкиры уже заявили, что намереваются использовать деньги на приобретение других банков.
У государств есть возможность остановить общеэкономический кризис иными методами кроме вливания несчётных триллионов в финансовую систему. «Надо давать деньги непосредственно в экономику,
— советует Левченко. — Это либо снижение налогов, либо увеличение инфраструктурных государственных расходов». Примером подобных действий в России являются снижение нормативов обязательного резервирования для банков и экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты для экспортёров.
Несмотря на то что эти меры стоят всего около $20 млрд, они были с наибольшей благодарностью восприняты на финансовом и реальном рынках, а удельный антикризисный эффект с потраченного рубля в данном случае оказывается на порядок выше, чем при закачивании денег на депозиты особо избранных «системообразующих» банков.
Возможно, поиск таких мер принесет больше пользы, и чем перестройка мировой финансовой архитектуры, о необходимости которой заявил французский президент. «Саркози говорит об изменении финансовой системы, но думаю, что сам толком не знает, каким оно может быть», — полагает Левченко.