Расстановка сил на российском фондовом рынке может скоро измениться. 17 октября Госдума в первом чтении одобрила поправки к закону о Центральном банке Российской Федерации, наделяющие банк правом выступать участником на торгах фондовых бирж.
Речь идет о купле-продаже казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также иных ценных бумаг, в том числе акций.
Можно не сомневаться, что все остальные необходимые инстанции законопроект пройдет очень быстро: страх, охвативший мировые фондовые рынки, заставляет правительства всего мира в ускоренном режиме принимать ряд нестандартных мер в попытках остановить их падение.
Россия здесь не исключение, и наделение Центробанка не свойственными ему полномочиями — одна из таких мер. «В принципе, у Центрального банка абсолютно другие функции, и покупать ценные бумаги он не должен,
— замечает начальник аналитического отдела УК «Капиталъ» Сергей Карыхалин. — Хотя в кризисных ситуациях возможны исключения». В таких ситуациях даже центробанки экономически развитых стран могут проводить финансовые операции как на внутреннем фондовом рынке, так и за рубежом. За последние пять месяцев индекс РТС снизился уже более чем на 70%.
В пояснительной записке к законопроекту, правда, говорится, что изменения направлены на повышение эффективности системы рефинансирования банковского сектора и снижение издержек кредитных организаций, но очевидно, что проблемы фондового рынка авторы законопроекты поставили не на последнее место при подготовке документа. Не случайно в список бумаг были включены и акции.
«Мера, конечно, спорная и беспрецедентная, однако последствия от кризиса ликвидности могут быть куда серьёзнее, чем нарушение логики разделения ответственности и функций ЦБ РФ как регулятора денежного рынка и ЦБ РФ как участника торгов», — считает начальник аналитического отдела ITinvest Дмитрий Пушкарёв. «Я всегда выступал против участия государства в игре на фондовом рынке — мировая практика показывает, что государственные органы, как правило, выступают в качестве разработчика правил, а не активного игрока, — объясняет вице-президент Номос-банка Василий Фёдоров. — Однако
сейчас ограничиваться только регулятивной функцией государство не может — рынку уже позволили упасть слишком глубоко».
Эта мера вызовет положительный эффект как в части поддержания ликвидности, так и в части контроля над волатильностью рынка, надеется Пушкарёв: «Колебания по 10% в день, а то и по 20% до добра не довели еще ни один рынок».
Впрочем, возможное влияние такого мощного игрока на рынок не однозначно. «Рассмотрение Думой законопроекта о наделении ЦБ РФ правом игрока на рынке ценных бумаг — вещь двоякая в плане её влияния на финансовые рынки, — предвидит аналитик ГК «Альпари» Валерий Борискин. — С одной стороны, положительное решение этого вопроса может оказать позитивную поддержку рынку во время кризиса, так как своевременное формирование спроса на обесценивающиеся активы часто помогает удержать акции от серьёзного падения впоследствии. С другой стороны,
излишнее воздействие Центробанка на курсы акций может отрицательно сказаться на имидже российского фондового рынка как рынка, подверженного манипулированию».
Впрочем, надеется аналитик, в периоды серьезных потрясений, когда государство должно не столько выполнять функцию регулятора, сколько обеспечивать условия стабильности, удерживая рынки от краха, наделение Банка России новыми правами может быть положительно воспринято и рыночными игроками.
Правда, пока не ясен принцип, по которому будет формироваться пакет ценных бумаг Банка России.
«Госдума может разрешить ЦБ РФ принимать участие в российских торгах и осуществлять куплю-продажу акций, — рассуждает аналитик Абсолют-банка Екатерина Дегтярёва. — Вопрос в том, каких именно компаний. Кому на этот раз повезёт?»
И, наконец, нельзя забывать, что игра Центробанка на открытом фондовом рынке сопряжена с серьёзными макроэкономическими рисками. Ведь банку придётся тратить на покупку ценных бумаг средства, которые он в обычной ситуации приберёг бы для поддержки устойчивости национальной валюты. «А
если ЦБ вложит деньги в акции и они обесценятся, то сократится размер обеспечения рубля, т. е. может быть девальвация рубля и инфляция, от которой пострадают все»,
— предупреждает Карыхалин.