Два с половиной часа без падения пошли на пользу российскому фондовому рынку. Открывшись в 13 часов, индексы направились вверх. За первые 15 минут торгов индекс РТС прибавил 0,58% к уровню предыдущего закрытия — до 871,41 пункта, индекс ММВБ вырос на 1,5% — до 763,37 пункта.
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) была вынуждена перенести время начала торгов во вторник. Поскольку предпосылок для роста внешний фон не давал — с рекордным падением закрылся американский индекс DowJones, в минусе торговала Азия. «На данный момент мы не видим предпосылок кардинального изменения на российских фондовых рынках», — отмечала аналитик ИК «Велес Капитал» Марина Иркли. А значит, нам угрожали новые рекорды вплоть до --19%, подобных вчерашним.
Однако к 13 часам хороших новостей не прибавилось. К этому моменту открылись европейские площадки и также ушли в минус. Лучше остальных пока выглядит французский САС 40, он теряет всего 0,01%. Германский DAX — 0,96%, британский FTSE — 1,03%.
То, что снижение неглубокое, уже хорошо, объясняют аналитики. «Не продолжилось того разрушительного падения, которое наблюдалось вчера на европейских площадках»,
— говорит аналитик ИК «Ак Барс Финанс» Александр Парамонов.
Рост также показывает надежды игроков на удачный исход совещания, которое в данный момент проходит у президента России Дмитрия Медведева. «Участники надеются, что будут приняты меры, которые поддержат рынок», — поясняет Парамонов.
Такие меры, как принудительная остановка работы бирж, оцениваются игроками неоднозначно. С одной стороны, вмешательство ФСФР подрывает доверие к российским площадкам, ведь инвесторам важно иметь возможность вовремя продать активы или просто иметь их текущую рыночную стоимость. К тому же эта мера пока лишь однажды дала положительный эффект, весьма краткосрочный, да и то в совокупности с решениями правительства и Центробанка по повышению ликвидности.
С другой стороны, многие согласны, что
распродажи приобретают все более панический характер и в этом случае нужна жесткая рука, чтобы прекратить истерику на рынке. «В таком виде, как проходили торги вчера, в «черный понедельник», они мало кому нужны, так как показывают слабость российского денежного рынка, нехватку ликвидности у финансовых компаний и отсутствие доверия друг к другу у банков.
Распродажи идут по любым ценам. Как говорится, «нет цен слишком низких, чтобы продавать». В таком виде рынок саморазрушается», — считает начальник отдела ценных бумаг Первого республиканского банка Михаил Паршин.
И все же это еще не разворот.
«Это даже нельзя назвать техническим отскоком — масштабы вчерашнего падения и сегодняшнего роста не сопоставимы. Это временная остановка в пути», — уверен Парамонов.