Банки продолжают агрессивно наращивать клиентскую базу, активно кредитуя граждан. Так, с начала года за семь месяцев текущего года объем банковских кредитов, выданных россиянам, увеличился на 25,9% и на 1 августа 2008 года составил 3 трлн 729,8 млрд рублей, свидетельствуют статданные Центробанка об объемах предоставленных банками кредитов.
Наибольшим спросом среди граждан пользуются рублевые кредиты.
Такие ссуды в общей массе превышают кредиты в валюте более чем в 8 раз — 3321,4 млрд рублей и 408,3 млрд рублей (по курсу ЦБ) соответственно.
Одновременно с ростом объема выданных кредитов растет и просроченная задолженность, которая за 7 месяцев увеличилась на 26,9%, составив на 1 августа 122,3 млрд рублей.
По отношению к общей сумме выданных кредитов просроченная задолженность достигла 3,3%.
Просрочка по кредитам физических лиц в последние годы растет быстрее общего объема выданных кредитов, говорит замруководителя аналитического департамента ИК «Совлинк» Ольга Беленькая. Эксперт подчеркивает, что размер задолженности сильно варьируется от банка к банку – у «потребительских банков» она, как правило, выше. К примеру, в первом полугодии, по данным ЦЭА «Интерфакс», доля просроченных кредитов в общем портфеле кредитов, выданных гражданам, у «Русского стандарта» составляет 21,3%, ХКБФ — 19,8%, Альфа-банка --10%, банка «Траст» — 9%, «Ренессанс Кредита» — 8,9%, Кредит Европа банка — 7,6%, Ситибанка — 4,4%, банка «Уралсиб» — 3,6%, Райффайзенбанка — 3,3%, УРСА банка – 3%, Банка Москвы — 3%. Довольно низкий показатель у Сбербанка – 1,1% Газпромбанка – 0,2%, ВТБ 24 – 0,8%.
«Порядка 50–70% общего объема задолженности россиян перед банками приходится на 10–15 банков, которые работают в сегменте нецелевых беззалоговых кредитов: экспресс-кредиты, кредиты в местах продаж товаров, кредиты по пластиковым картам», — отмечает главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин.
Банки утверждают, что эти цифры — не повод для паники. Несмотря на то, что просрочка растет в последние годы быстрее общего объема выданных кредитов, банкиров это не пугает. Действительно, по мнению экспертов, пока она находится в допустимых пределах и не является критичной. Критический уровень настанет тогда, когда банки перестанут зарабатывать, то есть когда величина просроченной задолженности достигнет рентабельности банка, объясняет аналитик ФК «Уралсиб» Леонид Слипченко. «На данный момент сумма просроченной задолженности по потребительским кредитам к общей сумме выданных кредитов сравнительно невелика», — успокаивает Осин.
Подобные мнения подтверждаются анализом структуры просроченной задолженности. «Если разобраться в ней, то вполне возможно, что Центробанк учитывает просрочку в один--пятнадцать дней. На такой технической просрочке банки зарабатывают, устанавливая штрафы. Вероятно, что рост просроченной задолженности в 26,9% — это с учетом первого дня», — полагает заместитель председателя правления Русь-банка Валерий Кардашов.
А вот настоящие трудности, по словам Осина, у банков могут возникнуть при росте просроченной задолженности по отношению к общей сумме выданных кредитов до отметок 7–10%.
Уместным остается вопрос, насколько информация, предоставляемая банками в Центробанк о просроченных кредитах, объективна. «Известно, что до определенного момента можно неплохо скрывать истинный размер задолженности путем пролонгирования ранее выданных кредитов, продажи просроченных кредитов коллекторским агентствам и так далее», — рассказывает Беленькая.
Центробанк, судя по всему, старается бороться с такой практикой. «ЦБ постепенно активизировал деятельность по сокращению рисков, связанных с опережающим объемы кредитования ростом просроченной задолженности. Он планомерно повышает ставку рефинансирования, а также обязательные нормы резервирования для банков», — отмечает Осин.
На сегодняшний день важно понять, как размер просроченной задолженности поведет себя в будущем. Такие обстоятельства, как общее замедление экономики и рост потребительских расходов, которые наблюдаются последние полтора года, являются факторами ухудшения возвратности кредитов.
Банки сейчас это прекрасно осознают и стараются осторожнее выдавать новые кредиты.
«При этом ставки по кредитам росли быстрее, чем для банков увеличивалась стоимость заимствований», — отмечает Беленькая.
Поэтому какое-то время объем просроченной задолженности будет расти, прогнозируют банкиры, а затем пойдет на убыль. Это произойдет, потому что банки уже научились системно работать с этой проблемой и коллекторский бизнес развивается у нас довольно амбициозно, считает Кардашов. «Постепенно рынок дойдет до такого уровня, что, с одной стороны, банки начнут списывать безнадежную просроченную задолженность, а с другой — накопится достаточно сведений в бюро кредитных историй, и банки научатся лучше работать с вновь выдаваемыми кредитами», — соглашается заместитель директора департамента развития розничного бизнеса Промсвязьбанка Сергей Лыкосов.
«В любом случае есть надежда на то, что такого оголтелого выхода новых игроков, которые будут ломать весь рынок и выдавать всем кредиты, не произойдет. Ряд банков уже обожглись на этом и поняли, что кредитовать всех подряд не надо. Текущий финансовый кризис оздоровит банки и с точки зрения риск-менеджмента», — отмечает Лыкосов.